Путин подписал указ о весеннем призыве в армию
Все новости
Новости
4 Декабря 2020, 21:00

По законам военного времени

… Июнь 1941 года. Лето наступило солнечное и жаркое. Город живёт в радостном ожидании больших торжеств. В школах прозвенел последний звонок, на 22 июня на центральном стадионе намечен большой городской праздник, на котором будут чествовать первых выпускников школы № 2. Эта школа, двухэтажная, средняя, появилась в городе всего два года назад. И вот её первый выпускной. Под руководством директора Колбинцева Виктора Семёновича готовится первое торжественное событие в пока короткой истории новой школы. Кто бы тогда подумал, что эти торжества станут последними в мирной жизни баймакцев.

Одна из выпускниц 10 класса Зоя Орешкова (Личидова) потом вспоминала: «17 июня у нас состоялся школьный бал, а на 22 июня был намечен большой городской праздник на стадионе. Там и застало всех известие о начале войны. В нашем классе было 13 девочек. Все мечтали учиться дальше, получить образование и специальность. И как несправедлива была к нам судьба! Счастливый выпускной— и начало войны! Два этих события полностью перекроили нашу жизнь. Жестокая реальность военного времени заставила изменить личные планы: наш выпускной класс счёл своим моральным долгом сменить учителей, ушедших на фронт…».
Вернее будет сказать, что на следующий день класс в полном составе явился в военкомат с требованием отправить его на фронт. Юные сердца переполнял гнев на вероломного врага, вторгшегося в их мирную жизнь. Однако, пыл выпускниц резко осадили прямым вопросом: «А кто будет убирать урожай с полей, кто будет кормить-одевать солдат?». Действительно, кто? А детей в школе кто будет учить? Учителя-мужчины или получили повестки в армию, или уже записались добровольцами на фронт. Кто же, как не они, комсомольцы!
Вместо передовой поехали наши девчонки в Акмурун, в колхоз. Всё лето они трудились на полях, заменив на сельхозработах деревенских мужчин, с началом войны начавших покидать родные сёла, нередко уезжавших на фронт прямо на своих тракторах. Сейчас там они были нужнее. Так что досталось девочкам физической работы на полях с лихвой. С началом учебного года кто-то вернулся в город, но 8 из них вновь отправилось в село. Они поехали в школы района работать учителями, заменив ушедших на фронт педагогов.
По неполным пока данным, только из школы № 2 на передовую отправились больше 40 учителей и старшеклассников, достигших призывного возраста. В мае 1942 года на фронт вместе со своими учениками уходит директор школы В.С. Колбинцев. Руководство школой поручили Г.А. Салиховой, молодой учительнице химии, работавшей тогда завучем. Гайша Аюповна потом вспоминала: «Мне предложили заменить директора школы, ушедшего воевать. Отказ не принимался. Мы жили по законам военного времени: приказы исполнялись беспрекословно…».
Вот то ключевое понятие: «законы военного времени», — по которому живёт вся страна. Законы военного времени жёсткие, без скидок на возраст, пол, пристрастия. Делают то, что нужно для достижения поставленной цели. Она была одна— победить! И за ценой не стояли, и совершали прежде казавшееся невозможным. Учительница Ольга Николаевна Кузнецова вспоминала, как её и её сверстниц отправили в район Мерясова, где велась заготовка торфа для медеплавильного завода. В холодной воде по колени они нарезали брикеты и вытаскивали сушить. Была норма, которую надо выполнить хоть кровь из носа. Утешало лишь то, что здесь выдавали продовольственный паёк как рабочим. А рабочим едва исполнилось 10 лет. Вот так забота о тыле целиком и полностью легла на плечи женщин. Груз тяжёлый, двойной: они заменили ушедших на
фронт отцов и сыновей, но никто не снимал с них ответственный груз женских забот о доме и детях. Их надо было накормить, их надо было учить.
Из воспоминаний Гайши Аюповны: «В войну учебный год начинался с большим опозданием. Летом учащиеся были заняты на сельхозработах, а старшеклассники заменяли рабочих медеплавильного завода. На предприятии ежедневно кто-нибудь покидал рабочее место и уходил воевать. Положение на фронтах было очень тревожным, и стране требовалось всё больше металла, особенно меди. Пятиклассники косили сено, осенью убирали зерно, овощи, картофель, заготавливали дрова и вывозили их на быках. Зимой приходилось даже чистить от заносов дорогу в Сибай».
Так хрупкая, небольшого роста, молодая женщина заменила мужчину-директора и взвалила на свои плечи, казалось, неподъёмный груз: всю войну вплоть до 1947 года она руководила учебным процессом одной из самых больших школ города и района. Гайша Аюповна Салихова стала одной из сотен тысяч женщин, которые не просто остались в тылу и работали на фронт, но делали всё возможное и невозможное для Победы. И ничего героического в этом они не видели. Потому что цена была назначена слишком высокая: жизнь! На неё покушался фашизм, её он собирался уничтожить, Проиграй мы ту войну и страшно подумать, что бы с нами было! Точнее, нас бы не было, а на территории страны взметнулись бы в небо высокие трубы крематориев, как случилось с Европой. Но наша страна выстояла, победила, в том числе благодаря таким вот женщинам, как Г.А. Салихова с простой и скромной биографией. Ничего, казалось, в ней героического: родилась в деревне Ново-Мерясово Давлекановского района. Её отец был человеком передовых взглядов и хотел видеть своих детей образованными людьми. Так его дочь оказалась в Уфе, училась в русской школе, после седьмого класса поступила в педагогический техникум, затем закончила институт. Стать учителем было её заветной мечтой. И вот в её руках долгожданный диплом. По направлению молодая учительница едет в незнакомый и далёкий Баймакский район. Шёл 1933 год.
Так началась трудовая биография Г.А. Салиховой, начиналась трудно, но так жила вся страна. Она ещё даже не предполагает, что Баймакский район станет её второй родиной, что здесь она состоится во всех смыслах, здесь переживёт войну. Она оставила вот такие воспоминания о том времени:
«В 30-ые годы было мало учителей и мало школ. До сих пор вспоминаю межрайонное августовское совещание учителей. Я принимаю в нём участие впервые. Проходит совещание в узком коридоре 4-ой школы города. Сюда съехались педагоги Баймакского, Хайбуллинского, Абзелиловского районов и все здесь уместились. В нашем районе нет ни одной средней школы. В Баймаке, Сибае, Тубинске работали только ФЗС— фабрично-заводские семилетки, на район всего две ШКМ— школы колхозной молодёжи. Коллективы семилеток очень маленькие. В 1-Иткулово нас, учителей, было всего четыре человека. Занимались в три смены: 4 класса в две смены, третья— ликбез, в стране идёт грандиозная работа— ликвидация безграмотности и люди учатся по вечерам. В то же время в районе всего два учителя с высшим образованием. Учителям, начинавшим в 30-ые годы, было очень тяжело работать, но мы старались, учили и учились сами. Сегодня в нашей одной средней школе столько учителей, сколько их приехало когда-то на традиционное августовское совещание из трёх районов. В этой школе я уже больше 30 лет, школа выпустила десятки и десятки учеников. Они получают образование, возвращаются на родину специалистами, становятся нужными людьми. Радостно осознавать собственную причастность к этому созидательному процессу».
До 1937 года Гайша Аюповна преподаёт сельским ребятишкам химию и биологию в 1-Иткуловской школе. Следующий учебный год и все последующие до самой пенсии она проработает в школах города, большую часть жизни— в Баймакской средней школе №2. Она
запомнилась нам строгой, с тугим узлом волос на затылке и прямым пробором, всегда в белоснежной блузе. Она никогда ни на кого не повышала голос, но все беспрекословно её слушались. На уроках мы сидели тихо, боясь упустить хоть слово из её интересных уроков. А ещё она водила нас на экскурсии на завод, и мы заворожённо таращились на стремительный ручей огня из жерла печей. Ведь тут без химии не обошлось!
… Война затягивалась, жить и работать становилось тяжелее с каждым днём. Гайше Аюповне, как директору, ежедневно приходилось решать множество, порой самых неожиданных, вопросов. Об одной из таких ситуаций вспоминала выпускница школы Анастасия Ларионова-Воронкова из г. Норильска:
«Когда-то наша семья жила в Баймаке. Хорошо помню первый выпускной бал в нашей новой школе, а затем большой праздник на стадионе. Мы с восторгом смотрели на выпускниц в нарядных белых платьях. Сколько планов, сколько надежд! И обвал: страшное, плохо охватываемое сознанием известие— на нашу страну напала фашистская Германия, подло, коварно, без предупреждения.
Как по команде, горожане стали стекаться на стадион. Женщины рыдали, мужчины теснились у стола, где уже шла запись добровольцев. В той очереди и наши учителя, и наши мальчишки. Мы обмениваемся приветствиями с Колей Кожевниковым. Он стал одним из первых добровольцев из нашего города. Николай, спортсмен, активист, любимец учителей, был тяжело ранен в битве под Москвой, попал в госпиталь и там умер. Не вернулся с войны и директор нашей школы В.С. Колбинцев. Он ушёл в 1942 году и пропал. Неизвестно, где погиб и где похоронен. Г.А. Салихова, наши старшеклассницы начали работать вместо ушедших на войну мужчин- учителей. Гайша Аюповна была настоящим учителем и директором была строгим, несмотря на свою молодость и внешнюю хрупкость. Характер у неё был стальной, но сердце большое и доброе. Будучи директором школы, она считала себя ответственной не только за учеников, но и их семьи, и даже вне школы.
Войне конца не видно. Живём все тяжелее и труднее. Не хватает еды, одежды, школьных принадлежностей. А тут заболел папа, и ему дали инвалидность, работать больше он не мог. А потом слегла и мама. Только беда одна не ходит: старшая сестра пошла за хлебом и у неё украли продовольственные карточки на весь месяц. Семья осталась без еды, если не считать небольшого запаса картошки.
О нашей беде откуда-то узнала Гайша Аюповна и пришла к нам. Расспросив обо всём, она предложила приболевшей маме устроить в школу уборщицей меня. Мама плакала и отказывалась, но Гайша Аюповна выдвинула «железный аргумент»: «Я не могу доверить уборку в своём кабинете кому попало!». И я в свои 12 лет начала работать и тем помогать своей семье. Предложение нашего директора спасло от голода всю нашу семью, чего и добивалась Гайша Аюповна. Она считала себя ответственной за своих учеников и вне школы. Благодаря ей я стала получать по 500 граммов хлеба ежедневно и зарплату 225 рублей в месяц».
Всю войну школа работала и училась. Не пропущены были ни один рабочий день из всех военных лет. Наоборот, учителя работали без отпусков, а учащиеся жертвовали своими каникулами и ехали в село помогать на полях с уборкой урожая. Те дни навсегда врезались в память старшего поколения: «Работали без отдыха и учились. В школе было так холодно, что замерзали чернила. Тетрадей не было, писали в пробелах старых книг и журналов. Одеты мы были плохо, еды не хватало, и голова кружилась от голода. Но старались не пропускать занятия и учились хорошо…».
Несмотря на лишения, скудость еды и одежды, на тревожные известия с фронтов, учащиеся и учителя школы № 2 проявляли невероятное мужество, терпение и стойкость. Они ни на миг не сомневались, что победят, что они одолеют даже такого коварного и сильного врага как фашистская Германия. Они работали и учились ради Победы, и они победили. Без сомнения, во многом благодаря тому, что перед ними был пример выдержки, умения ждать и не терять надежды, пример самоотверженности и гражданского мужества, какие показывали такие учителя, как Гайша Аюповна Салихова. Это был настоящий Учитель.
Г.А. Салихова возглавляла коллектив БСШ № 2 всю войну вплоть до 1947 года. Несмотря на трудности того времени, она сумела сохранить коллектив и преумножить его достижения. Проработала она в этом коллективе вплоть до достижения пенсионного возраста. Её самоотверженный труд отмечен почётным званием Заслуженный учитель РСФСР.
На фото:
  • Г.А. Салихова (во 2-м ряду, в центре рядом с новым директором школы
    С.И. Антоновым) вместе со своим коллективом. Снимок 50-х годов ХХ века.
    Читайте нас: