А.А.: Я считаю, что это было очень важное решение правительства РБ во главе с Радием Фаритовичем Хабировым. Если мы хотим, чтобы в нашей республике была дружба, стабильность, думаю, – надо изучать, с одной стороны, возможности для подъема материального благосостояния людей, а, с другой стороны, обеспечивать их духовные составляющую. Одним из фрагментов духовной составляющей является знание традиций каждого из народов нашей многонациональной республики. Долг государственных структур – обеспечить возможности для развития всех этносов. Для этого нужен комплексный анализ исторического прошлого, чтобы показать реальность нынешнего и определить перспективы на будущее. Одна из таких сюжетных линий – это день национального костюма. Национальный костюм – это реальность, погруженная в прошлое. Народы нашего края имеют богатую палитру верхней одежды, которая может дать новый импульс имиджу нашей республики. К сожалению, мы пока мало рекламируем наши этнографические сюжеты традиций народов РБ.
Л.А.: Если обратиться к истокам, к вашей семье, — у вас сохранились фотографии бабушек, дедушек в национальных костюмах?
А.А.: Мои предки со стороны отца из Зианчуринского, мамы – из Иглинского районов.К сожалению, в нашей семье такие фото не сохранились. Самые ранние фотографии датируются 30-ми годами прошлого века, но там верхняя одежда достаточно типовая. Хотя в 1920-30-е годы в сельской, да и в городской местности многие люди еще носили традиционную национальную одежду. Во второй половине ХХ века ситуация изменилась и произошла унификация одежды. Но в нашей семье все родственники очень уважительно относились к традициям национального костюма, который задает особый настрой, дает изюминку внешнего облика. Это дает точку опоры, чтобы действовать более инициативно в разных сферах жизни.
Л.А.: Сейчас в Башкортостане, так же, как и в соседнем Татарстане, входит в моду деловой костюм на основе национального. Как вы оцениваете эту инициативу и будет ли Академия наук тоже следовать этому примеру?
А.А.: Это очень интересная идея, которую надо всячески поддерживать. Костюмы, которые мы носим, ведь тоже когда-то были запущены в оборот. Нужен ускоритель общественного мнения, который изменит отношение к этой теме. Дейтствительно, пока это кажется довольно неожиданно, когда на официльных событиях появляются люди в костюмах, стилизованных под национальный. Но я еще раз подчеркиваю, что здесь важна поддержка государства, СМИ. Думаю, что Академия наук, как важная часть государственной структуры, тоже будет стремиться к тому, чтобы тиражировать в массы лучшие традиции костюмов народов РБ.
Л.А.: Широко известна книга Светланы Шитовой «Башкирская народная одежда». Кто еще из ученых занимался этой темой?
А.А.: Народный костюм башкир за последние два-три века неоднократно становился темой научных исследований. Начиная с XVIII века описанию башкирской одежды уделяли внимание не только ученые-энциклопедисты, но и писатели, врачи, путешественники и представители других сфер деятельности. Большой вклад в изучение башкирского традиционного костюма внес Сергей Иванович Руденко. В 1906-1907 годах он участвовал в этнографических экспедициях по Пермской, Уфимской, Оренбургской губерниям, в ходе которых собрана коллекция для Русского музея в Санкт-Петербурге. Опубликованная в 1915 году книга С. И. Руденко «Башкиры. Историко-этнографические очерки» стала первым исследованием, которое можно отнести к работам комплексного междисциплинарного характера. Руденко стал автором первой классификации башкирской одежды. Исследования народного костюма получили продолжение в деятельности Светланы Шитовой, фрагментарно Наиля Бикбулатова, Раиля Кузеева. Особо следует отметить заслугу Шитовой, которая способствовала открытию семи костюмных комплексов, выделенных на основе детального картографирования предметов одежды на территории исторического Башкортостана.