Путин подписал указ о весеннем призыве в армию
Все новости
Новости
8 Сентября 2020, 19:05

Айтуган Акманов: стилизованные под национальные костюмы должны быть доступны в магазинах

11 сентября в Республике Башкортостан будет отмечаться День национального костюма. В преддверии этой даты обозреватель по культуре «Башинформ» Лейла Аралбаева побеседовала с вице-президентом Академии наук РБ, председателем научного совета по истории, археологии и этнографии, доктором исторических наук Айтуганом Акмановым.

Л.А.: Айтуган Ирекович, начиная с 2020 года в Республике Башкортостан дважды в год, в апреле и сентябре отмечается День национального костюма. Насколько важно было закрепить эту дату официально?

А.А.: Я считаю, что это было очень важное решение правительства РБ во главе с Радием Фаритовичем Хабировым. Если мы хотим, чтобы в нашей республике была дружба, стабильность, думаю, – надо изучать, с одной стороны, возможности для подъема материального благосостояния людей, а, с другой стороны, обеспечивать их духовные составляющую. Одним из фрагментов духовной составляющей является знание традиций каждого из народов нашей многонациональной республики. Долг государственных структур – обеспечить возможности для развития всех этносов. Для этого нужен комплексный анализ исторического прошлого, чтобы показать реальность нынешнего и определить перспективы на будущее. Одна из таких сюжетных линий – это день национального костюма. Национальный костюм – это реальность, погруженная в прошлое. Народы нашего края имеют богатую палитру верхней одежды, которая может дать новый импульс имиджу нашей республики. К сожалению, мы пока мало рекламируем наши этнографические сюжеты традиций народов РБ.

Л.А.: Если обратиться к истокам, к вашей семье, — у вас сохранились фотографии бабушек, дедушек в национальных костюмах?

А.А.: Мои предки со стороны отца из Зианчуринского, мамы – из Иглинского районов.К сожалению, в нашей семье такие фото не сохранились. Самые ранние фотографии датируются 30-ми годами прошлого века, но там верхняя одежда достаточно типовая. Хотя в 1920-30-е годы в сельской, да и в городской местности многие люди еще носили традиционную национальную одежду. Во второй половине ХХ века ситуация изменилась и произошла унификация одежды. Но в нашей семье все родственники очень уважительно относились к традициям национального костюма, который задает особый настрой, дает изюминку внешнего облика. Это дает точку опоры, чтобы действовать более инициативно в разных сферах жизни.

Л.А.: Сейчас в Башкортостане, так же, как и в соседнем Татарстане, входит в моду деловой костюм на основе национального. Как вы оцениваете эту инициативу и будет ли Академия наук тоже следовать этому примеру?

А.А.: Это очень интересная идея, которую надо всячески поддерживать. Костюмы, которые мы носим, ведь тоже когда-то были запущены в оборот. Нужен ускоритель общественного мнения, который изменит отношение к этой теме. Дейтствительно, пока это кажется довольно неожиданно, когда на официльных событиях появляются люди в костюмах, стилизованных под национальный. Но я еще раз подчеркиваю, что здесь важна поддержка государства, СМИ. Думаю, что Академия наук, как важная часть государственной структуры, тоже будет стремиться к тому, чтобы тиражировать в массы лучшие традиции костюмов народов РБ.

Л.А.: Широко известна книга Светланы Шитовой «Башкирская народная одежда». Кто еще из ученых занимался этой темой?

А.А.: Народный костюм башкир за последние два-три века неоднократно становился темой научных исследований. Начиная с XVIII века описанию башкирской одежды уделяли внимание не только ученые-энциклопедисты, но и писатели, врачи, путешественники и представители других сфер деятельности. Большой вклад в изучение башкирского традиционного костюма внес Сергей Иванович Руденко. В 1906-1907 годах он участвовал в этнографических экспедициях по Пермской, Уфимской, Оренбургской губерниям, в ходе которых собрана коллекция для Русского музея в Санкт-Петербурге. Опубликованная в 1915 году книга С. И. Руденко «Башкиры. Историко-этнографические очерки» стала первым исследованием, которое можно отнести к работам комплексного междисциплинарного характера. Руденко стал автором первой классификации башкирской одежды. Исследования народного костюма получили продолжение в деятельности Светланы Шитовой, фрагментарно Наиля Бикбулатова, Раиля Кузеева. Особо следует отметить заслугу Шитовой, которая способствовала открытию семи костюмных комплексов, выделенных на основе детального картографирования предметов одежды на территории исторического Башкортостана.

Читайте нас: