4 важных вопроса о Послании Главы Башкирии-2026
Все новости
80 лет Победы
19 Июня 2025, 13:41

Непокорившийся Крым

Крымский полуостров для воюющих сторон — Советского Союза и Третьего рейха — являлся самым важным форпостом фронта, растянувшегося от Чёрного до Баренцева моря. Значение его было военно-политическое и стратегическое. Гитлер рассчитывал, что с падением Севастополя и взятием Крыма откроется прямой путь на Кавказ через Керченский пролив. Он также надеялся на вступление в войну на его стороне Турции, пропускавшей через свои проливы суда стран фашистского блока. Но Турция оттягивала с началом военных действий и так и не примкнула к Германии.

Непокорившийся Крым
Непокорившийся Крым

Судьба Крыма Гитлером была предрешена задолго до начала войны. Он не планировал создавать здесь какое-либо государство-сателлит, а мечтал о германизации полуострова. Для этого следовало всё славянское население вывести или уничтожить, а оставить лишь небольшие поселения крымских татар в сельской местности, которые бы использовались как определённый туристический ресурс.

Крым в дальнейшем рассматривался в качестве большого курорта для немецкого народа. Существовал план переименования Крыма в Готенланд (земля готов), и немцы опирались тут на эпизод из истории Крыма, когда полуостров в эпоху великого переселения народов действительно оказался под ударами готов, общины которых некоторое время жили на крымской земле. Севастополь должен был называться Теодорихсхафен (гавань Теодориха, короля остготов, жившего в 493–526 годах). Симферополь — Готенбургом (город готов). Для этого сюда даже приезжали немецкие научные делегации, пытавшиеся найти в Крыму готские древности. Ничего существенного разыскать им не удалось, но для претензий на Крым, который планировалось присоединить непосредственно к Германии, имевшейся в их распоряжении информации было достаточно.

Ожесточённые бои за Крым начались в октябре 1941 года. После тяжёлых сражений враг расчленил крымскую группировку советских войск на две части. Одна из них — 51-я Отдельная армия под командованием генерал-лейтенанта П.И. Батова — с боями отошла на Керченский полуостров, откуда 16 ноября 1941 года переправилась на Таманский полуостров, а вторая — Приморская армия, которой командовал генерал-майор И.Е. Петров, — продвигалась к Севастополю. В начале ноября 1941 года почти вся территория Крыма была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Так начинался этот страшный и кровавый период в жизни Крымской АССР.

К обороне Крыма партийные и советские органы начали серьёзно готовиться сразу же, с самого начала войны. На «большую землю» перевозилось оборудование заводов, других предприятий и учреждений. Например, целый кластер индустрии в городе Молотове Пермского края был построен на основе химических предприятий Крыма. Керченский судоремонтный завод работал в туркменском Красноводске. А Крымский мединститут продолжал подготовку кадров в казахском городе Кзыл-Орда. Вывозились и запасы продовольствия.

С июля по ноябрь 1941 года осуществлялась организованная эвакуация гражданского населения Крыма. Проводилась она и позднее. Всего с территории Крымской АССР было эвакуировано более 270 тысяч человек. Но большинство населения осталось на оккупированной немцами земле. Крым подлежал тотальной германизации, и, соответственно, отношение захватчиков к местному населению было крайне жестоким. Люди продолжали трудиться в бывших колхозах и совхозах, ставших германскими государственными хозяйствами, обеспечивавшими немцев продовольствием.

Оккупационные власти вели политику на раскол населения по национальному признаку, заигрывали с представителями крымских татар и других народов. Существовали украинские магазины, выделялись отдельные группы населения, к которым, к примеру, как к болгарам, немцы относились с большей лояльностью. В то же время отношение к большинству населения было как к расходному материалу. В конце 1941 — начале 1942 года были уничтожены цыгане, крымчаки и евреи.

Естественно, среди местного населения росло противодействие оккупантам. Особенно это проявилось после Сталинградской битвы, и летом 1943 года начнётся массовый уход населения в крымские леса. В ответ немцы сожгут целый ряд сёл на прилегавшей к лесу территории и создадут там практически мёртвую зону. За период оккупации немцы уничтожат 130 населённых пунктов, в руины превратят Керчь, Севастополь и другие города. От их рук погибнут свыше 900 тысяч мирных жителей. В пригороде Симферополя на территории совхоза «Красный» немцы создадут концлагерь, из попавших туда не выживет никто.

Уже в августе 1941 года советскому руководству и командованию воинских частей, находившихся в Крыму, стало понятно, что, возможно, полуостров придётся сдать. И на этот случай тщательным образом готовилось подпольное движение, которое было достаточно структурированным, и, что самое главное, работало оно результативно. Руководитель подполья Иван Козлов за написанную им книгу «В Крымском подполье» в 1948 году будет удостоен Сталинской премии. Подпольщиков основательно готовили, но на первых порах были провалы, так как предатели знали людей по довоенной мирной жизни. Со временем подполье стало обрастать новыми людьми, теми, кто пришёл на борьбу с захватчиками по зову сердца. И подпольные группы, в том числе и молодёжные, сыграли свою определённую роль.

Причём подпольные группы образовывались среди разных слоёв населения, действовали они и на селе. Так, к примеру, отличилась подпольная организация в селе Пролом Карасубазарского района (ныне Белогорского района), насчитывавшая около двух десятков человек, многие из которых погибли. А в Крымском русском драматическом театре в Симферополе действовала легендарная группа «Сокол» во главе с Николаем Барышевым и Александрой Перегонец, члены которой были расстреляны оккупантами в апреле 1944 года, буквально за пару дней до освобождения Симферополя. Известна также подпольная организация В.Д. Ревякина в Севастополе. Она называлась «Коммунистическая подпольная организация в тылу немцев» и насчитывала порядка двухсот человек. Посмертно он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Заблаговременно готовилось также партизанское движение. Его возглавил Крымский обком ВКП(б), непосредственное руководство возлагалось на штаб партизанского движения во главе с А.В. Мокроусовым, бывшим командующим повстанческой армией в Крыму в 1920 году. Комиссаром был назначен секретарь Симферопольского горкома партии С.В. Мартынов, начальником штаба — И.К. Сметанин. В каждом районе были созданы истребительные батальоны, в которых проходили обучение те люди, которые не подлежали призыву в армию. Затем на базе этих батальонов (их было 33) разворачивались партизанские отряды. Не все отряды вышли к местам дислокации, некоторые оказались прямо на пути продвижения немецких войск и вынуждены были уйти на Севастополь. Но свыше двадцати отрядов смогли мобилизоваться и действовать. Были проблемы со снабжением, не успели заложить продовольственные базы таким образом, чтобы это оказалось тайной, врагу и предателям удалось их разграбить. Зимой 1941-1942 годов партизан постиг страшный голод, многие из них умерли от истощения.

Тем не менее, партизаны внесли большой вклад для освобождения Крыма от немецко-фашистских оккупантов. Ими было уничтожено до дивизии немецких и румынских войск, проведено порядка 250 крупных боёв, совершено около 1650 боевых операций и диверсий, взорвано большое количество эшелонов, шоссейных и железнодорожных мостов, разрушено три железнодорожные станции, уничтожено немало танков, бронемашин, орудий, автомобилей. Помимо этого, в Крыму работали партизанские типографии, где печатались газеты «Крымский партизан», «За Советский Крым». Два раза в неделю для оккупированного населения выпускались специальные номера республиканской газеты «Красный Крым».

Партизанский командир Алексей Мокроусов, участник Гражданских войн в России и Испании, воевал с врагом действительно героически, затем освобождал Венгрию. Много бед нанесли врагу партизанские отряды под командованием Ивана Генова, участника Первой мировой и Гражданских войн, писателя-мемуариста; Георгия Северского, впоследствии писателя, сценариста, лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых; Михаила Македонского, с 1945 года долгие годы возглавлявшего виноградарский совхоз-завод «Коктебель», Героя Социалистического труда.

Среди партизан полуострова были представители многих регионов СССР. Мы, жители села Второе Иткулово и деревни Баимово Баймакского района, гордились своим земляком, легендарным крымским партизаном Галиным Хабибом Ашрафовичем (на снимке). Он со своей семьёй жил на нашей улице буквально через три дома, и ещё будучи детьми мы слышали, что Хабиб-агай опять ездил в Крым на встречу с боевыми друзьями.

Галин Х.А. родился в 1917 году. Он потомок Баим-ишана, основателя деревни Баимово. С ранних лет имел большую тягу к знаниям. Окончив 7 классов в селе Темясово, поступил в Оренбургский педагогический техникум. Однако из-за болезни матери для помощи семье был вынужден оставить учёбу и устроиться секретарем правления колхоза «Ҡыҙыл Байраҡ» (Красное знамя). Женился, родился первый сын, и в 1940 году его призвали в Красную Армию. На службу попал в Армянскую ССР, в город Ленинакан. Обучался на пулемётчика станкового пулемёта, там и встретил войну. В конце 1941 года через Грузию их часть перебросили на берег Крымского полуострова, где посреди ночи сразу же попали под обстрел немцев. Многие там полегли, а Галин вместе с политруком и несколькими бойцами попали в плен. К счастью, через три дня второй десант освободил их из плена.

С этого момента они начали вести борьбу за освобождение города Судака. Это было очень тяжёлое время, особенно в первые полгода. Спасаться от немцев приходилось небольшими партизанскими группами в горах. Не хватало продовольствия, одежды и боеприпасов. Чтобы выжить и не умереть от голода, обжигали и ели шкуры и варили кости животных. Постепенно обживали местность и начали сплачиваться в отряды. Местные жители, крымские татары, в большинстве своём перешли на сторону врага. Они отдавали немцам продукты из колхозно-совхозных складов, хорошо зная местность, водили карателей по горам в поисках партизан.

Сильный дух и вера в победу помогали партизанам бороться с мощным и коварным врагом. Нападая на неприятеля, обзаводились оружием и боеприпасами, брали трофеи. Хабиб Ашрафович освоил язык крымских татар и местность и стал разведчиком-связистом. В 1943 году отряды партизан стали действовать большими группами. Они образовали три соединения: северное, южное и восточное. Стала понемногу помогать и «большая земля»: сбрасывала с самолётов продукты и боеприпасы. Галин Х.А. воевал в южном соединении в отряде Македонского. Как разведчик вдоль и поперёк обошёл Крымские горы, территории Севастополя, Бахчисарая и Симферополя. При освобождении Бахчисарая был ранен в ногу, недолго лечился в госпитале и снова в бой.

Крым был освобождён в апреле — мае 1944 года. После изгнания врага коммунист Галин несколько месяцев помогал восстанавливать советскую власть. Летом 1944 года на месяц вернулся в родную деревню в отпуск. Родные не могли сдержать слезы радости, ведь, получив похоронку, они и не надеялись на его возвращение. Затем ему пришлось освобождать от врага Прибалтику. В одном из боёв в Восточной Пруссии получает тяжёлое ранение в грудь и 8 месяцев находится в госпитале, лишь после третьей попытки уфимским врачам удаётся извлечь осколок вражеского снаряда. На правой стороне груди не было половины рёбер. Там же встретил и Победу. Его боевые подвиги были отмечены двумя орденами и пятью медалями, не считая юбилейных.

Хабиб Ашрафович пользовался в селе большим уважением, работал в основном на руководящих должностях: председателем сельсовета, бригадиром, заведующим фермой, заместителем председателя колхоза. После возглавлял совет ветеранов села, оставил на память потомкам альбом воспоминаний. С супругой Аминой Башаровной вырастили шестерых сыновей и двух дочерей, которые выросли настоящими людьми, как и родители.

Автор: Ирек Бикметов, краевед, публицист.
Читайте нас