4 важных вопроса о Послании Главы Башкирии-2026
Все новости
80 лет Победы
30 Апреля 2025, 08:00

Битва на Курской дуге

Летом 1943 года фашисты предприняли ещё одно крупное наступление на советско-германском фронте. Гитлер хотел взять реванш за поражение под Сталинградом, поднять моральный дух армии. Это наступление готовилось лихорадочно. Путём тотальной мобилизации на фронт гнали старых и малых, пополняя растрёпанные в боях дивизии. Удар готовился на Курской дуге.

Битва на Курской дуге
Битва на Курской дуге

Фашисты пытались использовать плацдарм восточнее и юго-восточнее Орла и восточнее и северо-восточнее Харькова, который они удерживали в своих руках. Между этими выступами и образовалась так называемая Курская дуга. Фашистские стратеги планировали превратить дугу в кольцо, замкнуть в нём группировку советских армий, развернуть большое наступление. Для этого они сосредоточили здесь огромные силы: около миллиона солдат и офицеров, до 10 тысяч орудий и миномётов, до 8 тысяч танков и самоходных орудий, более 2 тысяч самолетов. История военного искусства не знала примера такой концентрации военной техники. Особые надежды фашистское командование возлагало на тяжёлые танки и самоходные орудия: «фердинанды», «тигры», «пантеры». Подготовка велась в условиях строжайшей секретности, но к лету 1943 года советская разведка уже имела большой перевес над германским абвером, и советское командование соответствующим образом подготовилось к отражению коварных планов врага.

Военная операция под шифрованным названием «Цитадель» началась 5 июля.

Фашистское командование считало это наступление «последним сражением за победу Германии». На небольшом участке предполагаемого прорыва гитлеровцы создали бронированный кулак из своих лучших танковых дивизий. С воздуха их поддерживали авиационные эскадрильи.

Советское командование по данным разведки знало о намерениях противника и приготовило ему достойный отпор. В разгроме фашистской армии приняли участие войска Центрального, Воронежского, Западного, Брянского, Юго-Западного, а также Степного (Резервного) фронтов, которыми командовали К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, В.Д. Соколовский, М.М. Попов, Р.Я. Малиновский и И.С. Конев.

Наступление фашистских войск продолжалось недолго. Ценой огромных потерь фашистской армии удалось вклиниться в нашу оборону на 12 километров и лишь на некоторых участках — на 35 километров. Бои носили исключительно напряжённый, кровопролитный характер. Об одном из них маршал К.К. Рокоссовский рассказывал: «От взрывов бомб и снарядов, от грохота орудий дрожала земля. С беспредельным мужеством отражали танковые атаки врага наши артиллеристы. Огонь вёлся в таком темпе, что на раскалившихся орудийных стволах обгорала краска. Стойко сражались сотни орудийных расчётов, превращая машины врага в груды исковерканного металла».

Так же, как в битвах под Москвой, Сталинградом и на других участках, величайший массовый героизм советских воинов был характерен и для боев на Курской дуге. Именно в этих боях снова начал свои боевые вылеты Герой Советского Союза летчик-истребитель Алексей Маресьев. Несмотря на потерю обеих ног, он снова стал летать. Здесь, на Курской дуге, открыл свой боевой счёт и Иван Кожедуб, в будущем трижды Герой Советского Союза.

«Внимание! Внимание! В небе — Покрышкин!» — звучали в эфире испуганные голоса фашистов, когда трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин поднимал в воздух свой самолёт.

В воздушных боях особенно отличились лётчики 18-го гвардейского дважды Краснознамённого истребительного авиационного полка, которым командовал А.Е. Голубов. Среди них было 15 французских лётчиков-добровольцев из полка «Нормандия-Неман».

Массовым было здесь повторение подвига Александра Матросова, который в бою за деревню Чернушки под Великими Луками принёс на алтарь победы свою жизнь, закрыв грудью амбразуру фашистского дзота. Артиллеристы, у которых кончались снаряды, обвязывались гранатами и бросались под танки. Так поступил, например, участник гражданской войны, пожилой сержант Колесников, подорвавший фашистский «тигр». Экипажи советских танкистов Высоцкого, Бережного, будучи подожжёнными, пошли на таран.

Бессмертный подвиг совершил наш земляк, тракторист Покровского отделения Зилаирского зерносовхоза Иван Тимофеевич Пименов, который был наводчиком артиллерийского орудия. В книге «Зилаирская летопись. История легендарного совхоза. Судьбы» (авторы: Ирек Бикметов, Зульфия Сафина, член редколлегии Фания Ибрагимова) так описывается его подвиг: «Артиллерийскую часть, в которой находился расчёт Ивана Пименова, в спешном порядке перебросили к железнодорожной станции на помощь державшей там оборону пехоте. В районе населённого пункта Молотычи Курской области 10 июля гвардеец Иван Пименов под ураганным вражеским обстрелом с земли и воздуха прямой наводкой расстреливал танки фашистов. В разгар сражения его ранило в правую щеку. После перевязки он снова встал к орудию. Атаку врага отбили, на счету Ивана — четыре подбитых танка. 22 июля бои продолжаются уже на орловской земле возле села Тросна. С грозным воем летят на врага тяжёлые снаряды, замирают подбитые танки. Ивана снова ранило. И на этот раз он не отошёл от орудия — появились новые танки. Вражеский снаряд упал возле орудия. Пименова ранило в третий раз. Какая-то неведомая сила заставила его подняться. Он подтащил к орудию последние ящики со снарядами и весь запас противотанковых гранат. Превозмогая боль, он загонял в казённик снаряд, пристреливался и стрелял. Когда закончились снаряды, схватил противотанковую гранату и кинул под гусеницы махины. Танк запылал. Но на подходе ещё один. Обессиленный, обескровленный солдат, прижав к груди гранаты, бросился под бронированную громаду. Оглушительный взрыв потряс землю... За проявленные героизм и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года гвардии красноармейцу Ивану Тимофеевичу Пименову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)».

В 1989 году Ивану Пименову в селе Ургаза открыли памятник, в музее «Целина» ему посвящена экспозиция. Его имя носила спецбригада ордена Ленина Зилаирского совхоза-техникума по выращиванию зерновых, она отчисляла деньги в фонд помощи матери Героя. Местная школа наладила связь с музеем Боевой Славы села Тросна, возле которого героически погиб их земляк. Имя Героя носят улицы в городах и сёлах Башкирского Зауралья и в селе Урено-Карлинское Ульяновской области, где он родился.

Бои на Курской дуге носили столь ожесточённый характер, что там погибло много наших воинов-земляков. Уроженец деревни Бахтигареево (Мансурово) Баймакского района Саях Ахсанович Иргалин, гвардии младший сержант, стрелок 51-го гвардейского стрелкового полка 18-й гвардейской стрелковой дивизии 36-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии Западного фронта, погиб 15.07.1943 г., похоронен вблизи деревни Сорокино Ульяновского района Орловской (ныне Калужской) области. Отец, Ахсан Иргалин, в 1947 году переехал в посёлок Кульюртау Баймакского района. Комбайнёр Сосновского отделения Зилаирского зерносовхоза Кузьма Аверьянович Мочалкин, младший лейтенант, командир взвода 2-й стрелковой роты 277-го стрелкового полка 175-й Уральской стрелковой дивизии 70-й армии Центрального фронта, погиб 15.07.1943 г., похоронен вблизи деревни Никольское Троснянского района Курской (ныне Орловской) области. Его супруга, Мария Гавриловна Мочалкина, впоследствии проживала в городе Баймаке. Уроженец деревни Ибрагимово (Куктуба) Баймакского района Салях Махмутович Мустафин, гвардии рядовой 76-мм орудийного номера 22-го гвардейского кавалерийского полка 20-й кавалерийской дивизии 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Брянского фронта, погиб 13.09.1943 г., похоронен вблизи деревни Рычково Орловской области. Был награжден орденом Отечественной войны II степени (10.08.1944 г., посмертно). Уроженец деревни Баймурзино Баймакского района Абдулла Шагимгареевич Ракаев, рядовой, стрелок 1154-го стрелкового полка 344-й стрелковой дивизии 62-го стрелкового корпуса 49-й армии Западного фронта, получил ранение 01.09.1943 г., умер от ран 02.09.1943 г., похоронен на кладбище деревни Дупельно Спас-Деменского района Смоленской (ныне Калужской) области. Супруга, Нурия Ракаева, проживала в деревне Баймурзино.

12 июля стало днём поворота в развитии событий. В этот день произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой — кульминационный момент Курской битвы. В сражении с обеих сторон приняли участие 1200 танков и самоходных артиллерийских установок. Это была беспримерная танковая битва. Дым и гарь над полем боя достигали высоты 3–4 километров. За день боя гитлеровские войска потеряли свыше 350 танков и более 10 тысяч солдат и офицеров.

В этой страшной схватке окончательно был сломлен становой хребет гитлеровской армии. Фашистские главари реально увидели перед собой призрак поражения в войне. По существу, это была последняя судорога наступательной стратегии вермахта. Оправдывая своё поражение под Москвой и Сталинградом, гитлеровские генералы ссылались на суровую зиму, распутицу и т.п. В дни битвы под Курском было в разгаре лето. Однако для фашистов оно оказалось не менее роковым, чем зима.

В решительное наступление перешла Красная Армия. 5 августа 1943 года столица нашей Родины, Москва, впервые салютовала советским воинам, освободившим Орёл и Белгород. 23 августа был освобождён Харьков.

Автор: Ирек Бикметов, публицист.
Читайте нас