Озера Талкас и Графское в Башкирии хотят объединить в туркластер
Все новости
Традиции
15 Февраля 2019, 21:00

Синдром братства и товарищества

За свою жизнь мне приходилось общаться с разными поколениями военнослужащих. Началось это еще в годы моей армейской службы. Потом, уже на «гражданке», довелось работать с ребятами, которые отдали воинский долг Родине позже меня. Существует расхожая фраза «нынешнее поколение уже не то». Говорят, об этом писал еще древнегреческий философ Сократ в V веке до нашей эры. Но насколько она справедлива?

Шарифулла Акбулатов (в центре) со своими одноклассниками-«афганцами» Барлыбаевым У.М.  и Алсынбаевым И.М. 1989 год.
Шарифулла Акбулатов (в центре) со своими одноклассниками-«афганцами» Барлыбаевым У.М. и Алсынбаевым И.М. 1989 год.

Пожалуй, впервые задумался об этом тогда, когда в качестве представителя местной власти, совместно с работниками военкомата, сопровождал призывников, будущих воинов Российской армии, из районного военкомата до республиканского сборного пункта. Смотрел на них, на их поведение, слушал разговоры между собой, вопросы к старшим, в том числе и ко мне. Такие молодые, вчерашние дети, с этими, иногда наивными вопросами… А ведь вскоре, после принятия присяги, им предстоит пополнить ряды нашей армии, одной из самых грозных в мире.
В эти минуты перед глазами вставали события 15-20-летней давности: неужели и тогда ребята были такими же молодыми? Неужели и я, с такими парнями когда-то стоял в одной цепи напротив многотысячной разъярённой толпы?
Вспомнились ребята-десантники, которых встречали на Витебском военном аэродроме. Начиная с десятых чисел февраля 1989 года, их развозили по местам будущей дислокации. Они мной, уже прослужившим командиром десантного взвода более полутора лет, воспринимались такими серьёзными, взрослыми, настоящими воинами. И все, как на подбор, подтянутые, крепкие. На дворе февраль, а они загорелые и… весёлые.
Такими они и остались в памяти — солдаты прошедшие через горнило войны за южными рубежами Родины. Они, воины 103-й Воздушно-десантной дивизии, вышли одними из последних с территории Демократической Республики Афганистан. Им было по 19-20 лет, как и тем, кого я сопровождал в сборный пункт.
Сержант Лепаков, младший сержант Шедько, рядовые Букаев, Ахназаров… Петр Шведов, механик-водитель САУ 2С9, между прочим, из с. Малояз Республики Башкортостан, за проявленное мужество в период вывода войск представлен к ордену Красной Звезды. И многие другие солдаты 350-го парашютно-десантного полка, которые дослуживали по срокам призыва кто до мая, кто до осени 1989 года. Я, не нюхавший ещё пороху лейтенант, а они — мои подчинённые, уже прошли войну. Были они настоящие: возмужавшие, крепкие не только физически, но и духом, морально устойчивые, справедливые и резко реагирующие на несправедливость со стороны других. И им было всего по 20 лет... В каких-то случаях я брал с них пример.
… Еду с призывниками в автобусе в сборный пункт и опять… Опять смотрю на этих детей, вновь сравниваю. Сравниваю со своими солдатами Эти словно дети: несмышлёные, задающие наивные, простые вопросы по пути в Уфу, мечтающие попасть в какие-нибудь элитные войска, а некоторые, наоборот, чтобы вернули обратно домой.
Вспоминаю девяностые, Душанбе, разъярённую многотысячную толпу, напротив которой выстроилась всего пара солдатских шеренг Внутренних войск и наши десантники, в бронежилетах и с автоматами. У всех одна задача: если начнут сминать — огонь на поражение. Стою во главе группы солдат. Позади — шёпот полковника из штаба, интонация которого добавила тревожности: «Ребята, если начнётся, постарайтесь стрелять по ногам». А мы спокойны, я уверен в себе и своих солдатах: они обучены, сильны, готовы к выполнению поставленных задач. Хотя лично у меня была какая то внутренняя дрожь и в голове крутилась мысль: «Неужели начнётся?». Моим солдатам 19-20 лет и они друг за друга горой…
В дороге думается о разном. Чаще всего всплывают в памяти лица солдат, знакомых и нет. И тех, из второй чеченской кампании, солдаты заставы Внутренних войск, что расположились рядом с нами. Среди них — рядовой Руслан Кантимеров из Стерлитамака. Вспоминаю слаженность, чёткость действий, солдат. Они с лёту понимали любой сигнал, команды командиров. В итоге ночное нападение успешно отражено.
Нет, солдаты у нас настоящие, не подведут, хотя им едва исполнилось двадцать. Вот они перед нами, воины 80-х, 90-х, нулевых. Я уверен в них, и у меня есть на то все основания.
Хочу рассказать ещё о двух представителях солдатского поколения восьмидесятых, воинах-интернационалистах, «афганцах», как часто их называют. Это наши земляки: уроженец д. 2 Мукасово и житель с. Туркменово Баймурзин Риф Хуснитдинович и уроженец с. Юмашево Акбулатов Шарифулла Дамирович.
Знаю я Рифа уже более 23 лет. Это очень скромный, спокойный, уравновешенный, немногословный, в то же время очень душевный человек. Слушаю его рассказ о войне, а она у каждого была своя…
Это время армейской службы, год с лишним войны вдали от Родины, врезались в его память стальным клинком. Через свою душу пропускает он эти воспоминания, без бравады, без хвастовства, иногда с улыбкой, даже о тех случаях, когда автоматные очереди душманов ложились неподалёку. Про это он говорит, смеясь: «Пули рядом пляшут!». А что за этим — понять нетрудно…
Перед отправкой «за речку» в «учебке» их серьёзно готовили. Не то, что перед чеченскими кампаниями, особенно перед первой! Надо видеть, с какой теплотой он рассказывает о своих сослуживцах со всех уголков Союза. И всех, между прочим, по истечении стольких лет, помнит по фамилиям и именам.
Служба Рифа пришлась на 1982-84 годы, на один из самых ожесточённых периодов той войны. Родился и вырос он в Туркменово, в многодетной семье водителя местного совхоза Хуснитдина Даминдаровича и работницы школы Каримы Ашрафовны. У Рифа были сестра и четверо братьев. Детство было таким же, как и у сверстников: рос нормальным деревенским мальчишкой, учился в местной школе. После её окончания, где герой моего рассказа изучал начальную военную подготовку, была учеба в автошколе ДОСААФ. Потом, как и положено, в апреле 1982 года 18-летний Риф по призыву уходит в армию, попадает в «учебку» пограничных войск на Дальнем Востоке, где их уже готовили с учётом возможности отправки на южные рубежи, на границу с Афганистаном. Так и случилось: в декабре 1982 года, после «учебки», он оказывается в составе мотоманевренной группы Пянджского пограничного отряда в Таджикистане. В начале 1983 года их подразделение переходит на территорию Афганистана и в её составе Риф — наводчик пртивотанкового гранатомёта СПГ-9. Главной задачей группы была охрана государственной границы СССР со стороны территории Афганистана и уничтожение бандформирований, стремящихся к нашим границам. В течение года в составе этой группы он участвовал во многих операциях на территории северных районов Афганистана, а через год был переведён в десантно-штурмовую маневренную группу, в составе которой вылетал на боевые операции, которые проводились в горах и ущельях, в условиях 30-35-градусного мороза в горах, и 50-градусной жары летом в низинах.
Всё было: коварные душманские засады, мины-ловушки, операции в горах, радость, что выжили после боя… И, конечно, каждый мечтал вернуться домой.
Многое было пережито за эти год и четыре месяца на территории Афганистана. За период срочной службы Риф был награждён нагрудными знаками «Отличник пограничных войск» I и II степеней, медалями «70 лет Вооруженных Сил СССР», «От благодарного афганского народа», «Ветеран боевых действий», «За безупречную службу», Почётной грамотой Верховного Совета СССР.

Ю. Ягафаров, офицер запаса воздушно-десантных войск.


►Факты

• По опубликованным на сегодняшний день данным, потери Советской Армии в афганской войне составили 14427 человек погибшими и пропавшими без вести. Кроме того, погибли 180 советников и 584 специалиста других ведомств. Контужено, ранено или травмировано было более 53 тыс. человек. Потери Советского Союза в афганской войне были намного меньше потерь США во время вьетнамской войны. По соотношению потерь убитыми в течение одинакового периода ведения войны со стороны СССР и США отличались по убитым и раненным в 4 и 3 раза в большую сторону соответственно.
• За мужество и героизм, проявленные в ходе войны в Афганистане, более 200 тыс. военнослужащих были награждены орденами и медалями (11 тыс. награждены посмертно), 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза (28 посмертно). Среди награждённых – 110 тысяч солдат и сержантов, около 20 тысяч прапорщиков, более 65 тысяч офицеров и генералов, более 2,5 тысяч служащих СА, в том числе – 1350 женщин.
• Существует устоявшееся в постсоветский период мнение, что СССР потерпел поражение и был изгнан из Афганистана. Это неправда. Когда советские войска покинули Афганистан в 1989 году, они сделали это в результате хорошо спланированной операции. Причем операция проводилась сразу по нескольким направлениям: дипломатическому, экономическому и военному. Это позволило не только сберечь жизни советских солдат, но и сохранить афганское правительство. Коммунистический Афганистан продержался даже после падения СССР в 1991 году и только тогда, с потерей поддержки от СССР и усиливающихся попыток со стороны моджахедов и Пакистана, началось сползание ДРА на встречу поражению в 1992 году.
Читайте нас: