Первое, что бросается в глаза при входе в дом, — простая, с продольно-полосатым орнаментом паласная дорожка. Далее, на стене большой комнаты — красочный башкирский безворсовый ковёр с геометрическим узором. У окна, в которое заглядывает июньское солнце, — уголок мастерицы. Именно здесь создаются самобытные изделия, привносящие особый шарм в убранство современной сельской избы.
Жительница села Юмашево Фарида Ибяева азы народного искусства постигла ещё в юности. Только времени на любимое занятие не хватало. Видно поэтому, выйдя на заслуженный отдых, она сразу же взялась за рукоделие. Больше всего ей нравится ковроделие. Как человек активный, не привыкший сидеть сложа руки, рукодельница любит поучиться чему-нибудь новому. В этом ей помогает Интернет. Модели своих будущих работ, орнаменты паласов и ковров она находит на его просторах.
— Ещё лет двадцать назад паласное ковроделие в сёлах было очень популярным: вязали и ткали во многих домах,— рассказывает Фарида Ибяева. — Затем наступили иные времена, молодёжи стало неинтересно сидеть часами за рукоделием. Да и в магазинах красивых ковров машинной работы полно. Но те, кто находит в рукодельном творчестве источник радости и вдохновения, продолжают создавать уникальные изделия по сей день. Отрадно, что в нашем районе искусству ковроделия уделяется большое значение.
Подтверждением тому стал недавний районный фестиваль-конкурс по ковроделию «В орнаментах — история народа», собравший мастериц с разных уголков района в Центре народного творчества. Участницы представили более ста работ — тканые и вязаные ковры и паласы, а также сшитые из лоскутков, войлока и другие. Высокий уровень мастерства участниц и разнообразие выполненных ими ковров создали яркую, незабываемую экспозицию этнопаласов.
На фестивале-конкурсе также демонстрировались модели одежды, выполненной с применением лоскутной техники, войлока и ткачества. Для участниц мастерицами народного клуба «Дар» был организован мастер-класс по сухому валянию, ковровой вышивке и другим видам ковроделия.
— Заводские ковры изнашиваются через пять-шесть лет, а ручная работа — вечная, — говорят мастерицы. — Однако, это очень непростой труд. В среднем, для изготовления одного ковра нужно несколько месяцев.
У каждой мастерицы — свой неповторимый почерк, двух одинаковых паласов не встретишь. В этом можно было убедиться, побывав на районном фестивале ковроделия. В каждой из работ чувствуются жизнь, история народа и удивительная теплота. Да, столько теплоты нет, пожалуй, ни в одном другом виде искусства. Кстати, работы Фариды Ибяевой из Юмашево удостоились в этом конкурсе Гран-при!
Первое место завоевали работы Янбековой Раули (с.Ишмурза), Суюндуковой Гильмиязы (с.Абдулкаримово), Шариповой Зайтуны (с.Тубинское). Второе — Буляковой Фанузы (с.Ст.Сибай) и ансамбля «Килендэр» (д.Ахмерово). Третье — Хисаметдиновой Сании и Юнусбаевой Райсы (д.Каратал), Юсуповой Фирузы (с.Татлыбаево) и рукодельниц из с.Абдулкаримово.
В номинации «За воплощение национальных традиций» были отмечены рукодельницы сельского поселения Сибайский сельсовет, «За гармоничное сочетание формы и содержания» — Сабитова Райля и Касимова Рима (д.Басаево), «За оригинальное и композиционное решение» — Гибадатова Римма (с. Тубинское), «Наследие: этноковёр» — народный клуб «Дар» и мастерицы сельского поселения Юмашевский сельсовет, «Узорная мозаика» — Халикова Саида (д.Н.Идрисово).
В каждом созданном вручную ковре живёт терпение и тепло рук мастериц. Важно, что секреты ковроткачества в нашем районе бережно передаются из поколения в поколение, от матери к дочке. А значит — искусству ковроделия жить!