На прииске Рамеевых
В 1902 году в посёлке Балкан Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (о нём писал в своём произведении "На золотых приисках поэта" классик башкирской литературы Мажит Гафури) на свет появилась девочка Асма. Её отец Рахматулла, бывший потомком мурз и дворян Баймурзиных из Аллагуватова, остался круглым сиротой. Его взял на воспитание купец и золотопромышленник Мухамедсадык Габделькаримович Рамеев, проживавший в деревне Юлукский Ям (ныне д. Юлук Баймакского района). В 1870-1890-е годы он выкупил около 200 золотых приисков. Рахматулла получил неплохое по тем временам образование и работал у опекуна приказчиком и управляющим. По достижении 30 лет его женили на 16-летней Гайниямал Амировой. Специально для молодожёнов выстроили в Юлуке большой дом.
Когда Мухамедсадык умер, Рахматулла стал работать у его сыновей Мухаметшакира и Мухаметзакира, также являвшихся золотопромышленниками, меценатами и учёными, финансировавшими Оренбургскую газету "Вакыт" ("Время") и журнал "Шуро"("Совет"). Они часто по своим делам уезжали в Оренбург, Уфу, Казань, Санкт Петербург, за границу. Рахматулла по делам Мухаметшакира объезжал прииски Балкан, Тубинск, Кусеево. Мухаметзакир, кроме того, был и поэтом, публиковался под псевдонимом Дартмэнд (от персидского "печальный"), являлся депутатом 1-й, ещё дореволюционной, Государственной думы. Кстати, его сын Искандер в 1914 году окончил Фрейбургскую академию в Германии, вернувшись, спроектировал автоматическую бегунную фабрику для Тубинского рудника, работал начальником металлургического цеха Баймакского медеплавильного завода вплоть до того, как был репрессирован в 1929 году. Его сын Башир был среди создателей первого советского компьютера "Стрела", за что и получил Сталинскую премию.
Асма росла с их дочерьми Фирдаус и Диляфруз. Они вместе играли и учились. Вместе с основами ислама и арабской грамоты Асма освоила русский язык, арифметику и географию. За прилежание и отличную учёбу Гаухар ханым, старшая жена Шакира Рамеева, открывшая медресе для девочек, подарила Асме золотое кольцо, сняв его со своего пальца. Кроме того, отец дополнительно нанимал учителей для обучения детей рукоделию и ремёслам. В будущем очень пригодилось и общение с русскими детьми в посёлке Балкан.
В 1912 году, когда Шакир Рамеев заболел и даже не узнавал людей, Баймурзины переехали в село Темясово. Гайниямал, бывшая поваром у Рамеевых, продолжила свою работу у темясовских богачей. К ней пришло признание как к искусной портнихе. Своей швейной машинкой "Зингер" она обшивала полсела. Кстати, после Октябрьской революции она участвовала в работе первой конференции женщин Башкортостана в Уфе. Она была образованной, музицировала на гармони, что в то время было большой редкостью. Отец заботился об образовании детей, старшую Асму определил в медресе хазрата Абубакира Хусаинова, приходившегося родным братом его матери Райхан Баймурзиной.
Делопроизводитель Башревкома
21 февраля 1919 года в селе Темясово состоялся 1-й Всебашкирский военный съезд, который учредил Временный революционный комитет Башкирской Советской республики (Башревком). Председателем был избран Ахметзаки Валидов. На следующий же день был издан Фарман – Указ о переходе всей власти в Малой Башкирии в ведение Башревкома. Темясово, таким образом, стало столицей Башкортостана. Были созданы 15 комиссариатов, в том числе и иностранных дел. Для работы в правительстве сразу же понадобились грамотные специалисты. Одной из них стала Асма Баймурзина, которой 20 февраля исполнилось 17 лет. Она прекрасно владела русским, арабским, башкирским и татарским языками и была принята делопроизводителем. Ею был написан на различных языках ряд распоряжений новой власти. В апреле 1919 года армия Колчака переходит в наступление и Башревком эвакуируется сперва в село Кызыл Мечеть (Сейчас село Мраково – центр Кугарчинского района), затем в Мурапталово, далее – в Саранск. Отец с матерью не отпускают девушку туда и она продолжает работать в образованном 20 марта 1919 года Бурзян-Тангаурском кантоне с центром в селе Темясово, объединяющем 12 волостей с населением 103,4 тысячи человек.
В период Гражданской войны приходили то белые, то красные и все они грабили местное население, отнимали коней, продукты, расстреливали противников. События подчас происходили очень быстро. В один и тот же день в селе власть могла меняться по нескольку раз. Однажды, когда пришли красные, их командиру Кауйу приглянулась красавица Асма и он захотел увести её. Рахматулла встал на защиту дочери. Тогда тот приставил к его горлу саблю. Потом кто-то указал на Асму, что она жена красного командира, белые арестовали её и вместе с не успевшими отступить красноармейцами повели на расстрел. Только вмешательство Мухаметзакира Рамеева, оказавшегося в тот день в Темясове, спасло её.
Свирепствовал голод. В семье Баймурзиных из 9 детей выжили только трое: Асма, Гульнур и Раис. Прямо при копке могил для похорон родных остановилось сердце и главы семейства Рахматуллы. Брат Барый работал секретарём райкома комсомола в Кугарчинском районе. Он простудился и тяжело заболел. Его привезли в Темясово на пароконной тележке. Поняв, что не жилец, он взмолился: "Асма, сестра, прочти ясин (отходная молитва у мусульман)". Занавесив окна и заперев двери, она прочла заупокойную. Но кто-то всё равно прознал и пожаловался в комскомитет. На собрании решался вопрос об её исключении из рядов ВЛКСМ. Но понимая, что Башревком может лишиться ценной сотрудницы, вмешался командир полка Муса Лутович Муртазин и попросил наказать её выговором, но оставить в рядах комсомола.
Барыя Баймурзина похоронили с большими почестями как молодёжного руководителя. На церемонии присутствовали и трое студентов-практикантов из Уфимского комвуза. Один из них, Абдрахман Муртазин, влюбился в Асму и сделал ей предложение. В Темясове состоялась первая комсомольская свадьба. После завершения учёбы Абдрахмана направили прокурором в казахский город Актюбинск. Асма учила детей в школе. В семье родилась дочь Юлия, но прожила недолго.
Учёба в Уфе
Однажды муж сказал ей: "Асма, нам обоим надо продолжить учёбу. Меня направляют в Москву, в институт красной профессуры, тебе необходимо поступить в Уфимский рабфак". Так, Асма Баймурзина стала студенткой Уфимского рабфака (с 1929 года – Башкирский госпединститут имени К.А.Тимирязева, ныне – БГУ). Молодая женщина была в гуще тогдашней студенческой жизни. Кроме учёбы, которая ей давалась легко, посещала спектакли, концерты и кино. И сама играла в студенческом театре, была активисткой движения "Синеблузники", критикующей мещан и пережитки прошлого.
В летние каникулы вместе с мужем приезжали то к его родителям в деревню Юзей, что в Оренбургской области, то возвращались в Темясово. Родилась вторая дочь Венера, но она недолго была радостью для отца. В 1930 году среди слушателей красной профессуры начались репрессии. И одной из их первых жертв стал Абдрахман Муртазин. Таким образом, Асма Баймурзина рано овдовела и осталась с дочерью на руках.
Кусеевская школа – её судьба
По возвращении домой, в Темясово, её направили учительницей в деревню Кусеево, туда, где она с 1921 года, по предложению своего наставника Абубакира Хусаинова, за отдельную оплату обучала детей состоятельных сельчан. Тогда же вечерами учила и взрослых. Оказывается, кусеевцы помнили молодую, грамотную и обаятельную девушку Асму Бамурзину и через роно добивались её перевода к ним.
Предстояло работать в школе, которую то открывали, то закрывали из-за отсутствия учителей и по иным причинам. Собственного школьного здания не было и учить разновозрастных детей пришлось в частном доме. Только позже, после её неоднократных обращений, из двух байских домов всё-таки соорудили школу. Вечерами проводила с взрослыми занятия по ликбезу (объявленная Советской властью широкомасштабная кампания по ликвидации безграмотности среди населения страны). С молодёжью ставили спектакли и показывали концерты для сельчан, выходили на коммунистические субботники.
Шёл самый разгар коллективизации, зажиточные крестьяне не хотели идти в колхоз, отдавать туда свои нажитые непосильным трудом скот и сельскохозяйственный инвентарь. Их объявляли кулаками, конфисковывали всё имущество, а самих ссылали в Сибирь. Как единственно грамотную, хорошо знающую русский язык, А.Р. Баймурзину постоянно привлекали к составлению протоколов, описей имущества раскулаченных. Среди оставшейся родни росла злоба на неё. Однажды разбили окно школьного дома, где она проживала с дочерью, и пытались зарезать её. К счастью, поздно возвращавшиеся с позднего заседания сельсовета местные активисты, услышав крики о помощи, спасли учительницу.
Возможно, это событие стало решающим для её согласия стать женой недавно демобилизованного Хизбуллы Мухаметкулова. Он служил в Средней Азии, где воевал с басмачами. Крепкий от природы, он стал сильным и закалённым воином, носил значок "Ворошиловский всадник" и по своей инициативе обучал сельских парней премудростям джигитовки и вольтижировки (упражнениям на скачущем коне). Кстати, Асма Баймурзина также была ворошиловским стрелком, знак получила за первое место на районных соревнованиях по стрельбе из винтовки.
Хизбулла исполнял башкирские народные песни. Впоследствии с его помощью кураист, певец и народный артист БАССР Гата Сулейманов и известный кураист, заслуженный работник культуры БАССР Карим Дияров составили сборник 100 башкирских народных песен. В армии же Х.Г. Мухаметкулов вступил в ряды коммунистической партии. В колхозе имени Ворошилова он заведовал коневодческо-товарной фермой и на этом поприще добился выдающихся по тем временам результатов. Поголовье лошадей на круглогодичном табунном содержании достигло тысячи голов, выход приплода и сохранность животных были очень высокими. В числе лучших животноводов страны завфермой Хисбулла Мухаметкулов и бригадир коневодов Габида Юлмухаметова из Кусеева, табунщик Фарит Хусаинов из деревни Исянбетово были направлены в Москву на первую Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Туда они повезли двух лучших колхозных жеребцов – чёрного Самозвана и Дракона белой масти, вернулись с медалями и ценными подарками.
Военное лихолетье
Жизнь постепенно налаживалась, в семье родились дочь Фирдаус и сын Илдар. Но тут фашистская Германия вероломно, без объявления напала на СССР и грянула Великая Отечественная война. По зову партии председатель колхоза имени Ворошилова Х.Г. Мухаметкулов на второй день ушёл на фронт, воевал в составе Башкирской добровольческой кавдивизии под командованием генерала Шаймуратова. Вскоре, обвинив его заочно в растрате на конеферме, правление колхоза отобрало у семьи всю живность – корову, бычка и телёнка. Семья была практически обречена на голодную смерть. Асма не смирилась и написала письма в адрес Сталина, Калинина и командования воинской части, где воевал муж. И, о чудо, весной 1943 года мужу после очередного, уже четвёртого ранения, дали краткосрочный отпуск!
Их сын, Илдар Хисбуллович Сафин, сам уже 83-летний ветеран Башкирского медно-серного комбината, всё ещё не может говорить об этом без волнения: "Меня до сих пор очень удивляет, как посреди тяжёлых фронтовых будней военные командиры обратили внимание на письмо скромной учительницы из далёкого башкирского аула и отпустили солдата с войны, разобраться с несправедливостью".
По решению суда семье вернули отобранную корову, а когда она отелилась, стало жить легче. Но однажды животное не вернулось с ночной пастьбы, вскоре в лесу нашли только её останки. Так семья снова осталась без кормилицы...
Скудная зарплата учительницы почти полностью уходила на подписку на заём в фонд обороны. Семья голодала, зимой дошло до того, что пришлось опаливать овчину с тулупа, дня по три кипятить и есть, а воду употреблять как бульон. Летом выручали дикоросы – щавель, лук, съедобные коренья, крапива, конопля. Асма Баймурзина почти единственная в деревне сажала картофель, выращивала овощи у себя во дворе и была ответственной за школьный и колхозный огороды. Дочери Венера и Фирдаус целыми днями носили воду из реки для полива.
В село чаще стали приходить похоронки. Вечерами Асма Рахметовна писала односельчанам письма на фронт, вязала варежки и носки для солдат, по заказам шила людям одежду в обмен на молочные продукты для своих детей.
Даже в военное лихолетье Кусеевская школа ни на день не прерывала свою работу. Семилетка была закрыта, с 5 класса дети ходили учиться в соседнюю Ишберду. Заведующая Асма Баймурзина, учительница Сакина Исламгулова, уборщица Хабиба Игебаева втроём заготавливали в лесу дрова, привозили в школу на колхозных быках, сами пилили и кололи. Но, пожалуй, самым трудным было видеть голодные глаза своих учеников... Асма Рахметовна старалась подкармливать школьников, для чего выпрашивала в правлении колхоза зерно, в классах выращивала зелень. Некоторые дети не могли ходить на занятия из-за отсутствия одежды, поэтому учителям приходилось самим ходить к ним по домам, давать задания и проверять их выполнение.
Школа стала центром притяжения для сельчан, её заведующая А.Р. Баймурзина организовывала силами кусеевских женщин пошив трёхпалых рукавиц и вязание шарфов для солдат, воюющих в холодных окопах. Сельсовет и правление колхоза привлекали учителей для чтения лекций и докладов, они же являлись агитаторами и политинформаторами на полевых станах и животноводческих фермах.
Долгожданная победа
Великая Отечественная война закончилась победой СССР над Германией и её сателлитами. 9 мая школьники и молодёжь прошли строем по деревенским улицам. Напротив дома Героя Советского Союза Тафтизана Миннигулова Асма Баймурзина рассказала о подвиге своего ученика, погибшего при освобождении белорусского села Усохи и объявила минуту молчания. С войны возвращались односельчане, многие получили увечья на фронтах. И все они приходили к своей учительнице и рассказывали про то, как воевали с врагом.
Только осенью после разгрома японской армии вернулся домой её муж Хизбулла Мухаметкулов, награждённый орденом Красной Звезды, медалью "За отвагу" и другими медалями. Доцент кафедры журналистики БГУ Наиля Ахмедьянова пишет, что в редких сохранившихся номерах газеты тех лет "Кызыл атлылар" ("Красные конники") имеется несколько заметок внештатного корреспондента Х.Г. Мухаметкулова. По возвращении он сразу же включился в колхозную работу. Его назначили заведующим фермой, где он пропадал денно и нощно. В семье родилась дочь Тансулпан, в которой отец души не чаял. Он мечтал, чтобы дочь выросла и стала большим человеком, но в 1954 году, спасая двух своих товарищей от неминуемой гибели при разгрузке брёвен, трагически погиб. Сын Илдар, начавший учиться в 8 классе Тубинской средней школы, был вынужден оставить учёбу и идти работать в колхоз чтобы поддержать мать и младшую сестру.
Люди помнят учительницу
Асма Баймурзина вплоть до выхода на пенсию учила кусеевских ребят, многим из них дала путёвку в большую жизнь. Она была настоящей советской учительницей. Гордилась своими учениками, ставшими известными людьми: ослепшим на фронте поэтом Батыром Валидом, кавалером медали К.Д. Ушинского за выдающуюся педагогическую деятельность, автором башкирского букваря Абдрахманом Абдрахимовичем Галлямовым, народным поэтом Башкортостана Абдулхаком Игебаевым, заслуженным работником печати и массовой информации Башкортостана Асхатом Ахметовичем Байназаровым и многими другими.
Её родная сестра Гульнур Баймурзина жила в Сибае, удостоилась звания "Заслуженный учитель РСФСР". Брат Раис Баймурзин был первым музыкантом Баймакского целинного театра, участником Великой Отечественной войны, многие годы преподавал музыку слепым в городе Белорецке. Её учеником были Азамат Хажмухаметович Байназаров, заслуженный строитель РБ и РФ, генеральный директор треста «Башмедьстрой», многие годы возглавлявший одну из самых мощных строительных организаций в республике.
В 1986 году Асма Рахметовна Баймурзина ушла в мир иной. Но память о ней жива. О ней, Учительнице с большой буквы, напоминают мемориальная доска на стене Кусеевской школы и названная её именем улица. Асма Рахметовна и Хизбулла Гибадуллович безмерно гордились бы своей младшей дочерью – Тансулпан Хизбулловной Гариповой (Мухаметкуловой), ставшей народной писательницей Башкортостана, лауреатом Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.
Ирек Бикметов, краевед.