Озера Талкас и Графское в Башкирии хотят объединить в туркластер
Все новости
Память
31 Мая 2019, 18:05

Они не забыты, наши солдаты

Более семи тысяч солдат и офицеров Красной Армии — цена боев во время Великой Отечественной войны только в одном Морозовском районе Ростовской области

Здесь 50 братских могил. В одной из них покоится прах Зиганура Галиакберова из села Второе Иткулово.

Особая миссия

Судьба погибшего на фронте первого мужа матери не давала покоя Миндигалею Гумерову. Но лишь в прошлом году стали известны хоть какие-то подробности его службы и гибели. Этой весной родные побывали в Ростовской области.

— Вместе с сыном и дочерью моей покойной сводной сестры в хутор Грузинов Морозовского района мы приехали накануне Дня Победы, — рассказывает Миндигалей Гумеров. — В местном музее, где только что закончились торжества по случаю его открытия после реставрации, мы рассказали о цели нашего приезда — повидать место гибели и захоронения родственника. Реакция людей приятно удивила: родных погибших на их земле солдат принимают как самых близких друзей. Это мы ощутили сполна во время нашего двухдневного пребывания там. А ещё поняли, насколько живущие глубоко в тылу от военных действий не осознают до конца весь масштаб и ужас пережитого. И насколько остро это пронизано там, где происходили, пожалуй, самые кровопролитные сражения Сталинградской битвы. Из поколения в поколение местные жители передают память о зверствах фашистов и героизме наших солдат.

Он ушёл, оглянувшись назад

Родные знали, что Зиганур Галиакберов воевал в составе 14-й гвардейской стрелковой дивизии, участвовал в Сталинградской битве.

— Его единственная дочь Миннур-апай всю жизнь мечтала съездить на могилу отца, но не успела, рано ушла из жизни, — говорит Миндигалей Гумеров. — Мама рассказывала, что ее первый супруг родился в 1906 году в селе Второе Иткулово, был добрым и заботливым. Когда с полугодовалой дочерью на руках провожала его на фронт, кричала вслед, чтобы не оглядывался, ведь это считалось плохой приметой. Но он обернулся и долго смотрел на родных, будто чувствуя, что видит их в последний раз. Он успел написать два письма. Первое из учебки, во втором сообщил: «Завтра на фронт, на передовую». В третий раз почтальон принесла похоронку с сообщением, что он героически погиб 29 декабря 1942 года и похоронен на хуторе Урюпин Морозовского района Ростовской области.

Горячий снег

Миндигалей Гумеров и внуки Зиганура Галиакберова — Мирхат и Ямиля очень благодарны местным краеведу и председателю совета ветеранов Валентине Афанасьевой и директору клуба Елене Саматеевой, которые, бросив все свои дела, вызвались показать им и места сражений, и захоронений на территории Грузиновского поселения, при освобождении которого погибли более 600 воинов.

— Мы встретили очень душевных и отзывчивых людей. При этом — не забывающих свою историю. Их рассказы о бесчинствах фашистов заставляли содрогаться: когда расстреливали мирных жителей, никто не должен был плакать. Даже дети. Только за два дня гитлеровцы расстреляли 284 хуторянина, из них 37 несовершеннолетних, — рассказывает Миндигалей Гумеров. — В конце декабря 1942-го стояли сильные морозы: минус 20-30 градусов. В 8 утра 29 декабря гитлеровцы пошли в наступление: сначала бомбили самолеты, потом била вражеская артиллерия, в ход пошли танки. Много полегло тогда наших солдат. Среди них и наш Зиганур Галиакберов. Долгое время их тела лежали на изрытой взрывами и смешанной с кровью и снегом земле. Только в январе женщины и дети хутора Урюпин похоронили погибших возле заброшенной силосной ямы. Позже, в 1956 году, их перезахоронили. На братской могиле, где упокоился Зиганур Галиакберов, установили бетонный памятник высотой 1,8 м — воин в плащ-палатке с автоматом в правой руке и каской, прижатой к груди, — в левой. В многочисленном списке мы отыскали нашего героя. Он значится под №115.

Это наша история

Зиганур Галиакберов навечно остался на ростовской земле. Но в снег и слякоть, в дожди и жару его 14-я гвардейская стрелковая дивизия дошагала до стен поверженного Рейхстага. Через 77 лет на могилах матери и дочери солдата легла земля, на которой пролил он свою кровь...

— Из нашего села на фронт ушли около 500 человек, — говорит Миндигалей Гумеров. — Из тех, кто был призван в самом начале войны, живыми вернулись единицы. 320 односельчан покоятся на полях сражений. Они не смогли обнять своих жен и матерей, растить детей и разделить вместе со всеми радость победы. Во многих семьях даже фотографий не сохранилось, возможно, не осталось и родственников, но они — истинные герои. И когда я встретился с морозовцами, убедился, что ни один солдат той страшной войны без их внимания не остался. В братской могиле в хуторе Грузинов погребены сыновья Великой страны. В последнюю минуту перед атакой в окопе они делились глотком воды и хлебом друг с другом. Жили, воевали и погибали вместе. Их не разъединяли вера, цвет глаз или прожитые годы. Их объединила любовь к Отчизне, стремление защитить свою Родину. Благодаря этому мы сегодня и живем... На митинге в хуторе Грузинов в День Великой Победы свою искреннюю признательность я постарался донести до всех, кто так трепетно оберегает память. Мне импонирует не раз услышанная там фраза: «Это наша история. Плохая она иль хорошая, это наша история. И никуда нам от неё не деться».

А Зиганур Галиакберов вновь прошёл в строю Бессмертного полка. На братской могиле — венок от благодарных потомков из родного Башкортостана.

Зульфия Сафина.


Читайте нас: