В конце июля 1976 года перед уборкой урожая на открытом партийном собрании совхоза слово попросил Риза Хажиахметович Яхин:
— Вы знаете, что у нас с Миннигали Гайсиным «Нивы» (в совхоз впервые поступили две эти зерноуборочные машины). Поэтому с ним будем работать вместе в одном звене. Решили так: на каждый комбайн намолотим по 20 тысяч центнеров зерна, а звеном, значит, 40 тысяч будет!
Взбудоражился зал. Такого ещё не только в совхозе, но и во всей округе не было — обещать намолотить четыре сезонные нормы на каждый комбайн!
В своей книге «Зерновая фабрика. Годы и люди» Раис Мингажевич Ялалетдинов, директор ордена Ленина Зилаирского совхоза в 1972-1984 годах, писал:
«В конце июля 1976 года перед уборкой урожая на открытом партийном собрании совхоза слово попросил Риза Хажиахметович Яхин:
— Вы знаете, что у нас с Миннигали Гайсиным «Нивы» (в совхоз впервые поступили эти две зерноуборочные машины). Поэтому с ним будем работать вместе в одном звене. Решили так: на каждый комбайн намолотим по 20 тысяч центнеров зерна, а звеном, значит, 40 тысяч будет!
Взбудоражился зал. Такого ещё не только в совхозе, но и во всей округе не было — обещать намолотить четыре сезонные нормы на каждый комбайн! Опасения прокрались в души многих.
И как приятно потом было осознавать, что все сомнения оказались напрасными. День ото дня росли суточные намолоты в этом звене. 500 центнеров на комбайн, 600 центнеров, 900 центнеров. 23 августа весь совхоз ликовал: за прошедшие сутки звено Яхина отправило на ток 2500 центнеров зерна, по 1250 центнеров на комбайн! Такого результата не только в районе, но и во всей республике никто никогда не добивался! Водители автомашин Хамза Бикбаев, Файзулла Калимуллин, Юрий Епанешников, Хантимер Сурмухаметов обеспечивали безостановочную работу агрегатов. Всего же звено намолотило тогда 53 тысячи центнеров зерна. Этот пример самоотверженной работы оказал благотворное влияние на всех комбайнёров совхоза, проявивших на поле поистине массовый трудовой героизм. И вот результат — 35 механизаторов, каждый третий комбайнёр, имел на своём счету от 10 до 20 тысяч центнеров намолоченного зерна. Среди них У. Идрисов, В. Хренов, М. Антипин, Н. Канчурин, Н. Исхаков, Н. Сергеев, В. Инчин».
Родина высоко оценила труд зилаирских хлеборобов. Тридцать пять гвардейцев полей удостоены орденов и медалей Советского Союза. Комбайнёру Сосновского отделения Р.Х. Яхину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». М.З. Гайсин награждён орденом Ленина, а ЦК ВЛКСМ выделил премию Ленинского комсомола.
Путь Ризы Яхина к высотам был долгим и тернистым. Он родился в деревне Абдрахманово 13 июня 1935 года. В три года остался без матери. В детской памяти она запечатлелась протягивающей ему кусочек хлеба. И память об отце также была связана с хлебом.
Шёл 1943 год, очень тяжёлый для всего советского народа военный год. Весной все от мала до велика были заняты посевными работами. Только Хажиахмет Яхин из-за тяжелой болезни не мог участвовать в этом святом для крестьянина деле. В один из дней Риза увидел, как отец, прихрамывая, пошёл в правление колхоза, а вернулся оттуда каким-то окрылённым, с просветлённым лицом. Взяв веник, решето и ведро и в сопровождении сына направился к колхозным складам. Там они аккуратно подмели полы и все закоулки, собранное провеяли на улице. Собрали два ведра зерна.
— На краю поля остался незасеянный клочок земли, куда конные сеялки не смогли проехать, там и засеем это зерно вручную. Пусть это будет твой первый, но не последний посев. Всегда держись, сынок, ближе к полю, оно и накормит тебя, и человеком сделает, — напутствовал Хажиахмет маленького Ризу.
Отец свято верил в победу, но так и не дождался её. После его смерти Риза вместе с сестрой Самсихаят воспитывались в семье родного брата отца Галиастана и
Маймуны, затем у вернувшегося с фронта брата Малика.
В 1952 году Яхины переехали в Покровское отделение Зилаирского совхоза. Ризу определили штурвальным на комбайн С-6 к комбайнёру Андрею Атмайкину, который оказался хорошим наставником и исподволь обучил его всему, что знал сам. Уборка урожая тогда продлилась вплоть до морозов. Первые итоги оказались радостными для Ризы. Впервые в жизни он получил Почётную грамоту и денежную премию. Он с благодарностью вспомнил напутствие отца быть ближе к полю.
Потом была армия, после службы в 1958 году Риза вернулся в родную деревню Абдрахманово, где его ждала любимая Валима. Справили свадьбу и зажили на зависть односельчанам. Он — передовой механизатор и кукурузовод, она — лучшая доярка. Вскоре Р. Яхина направили на курсы полевых бригадиров, а по возвращению доверили один из первых тракторов К-700. Однако его жизнь вскоре круто изменилась.
Как-то к нему приехал директор Сибайского совхоза, куда входила и его родная деревня, и предложил ему должность помощника механика Калининского отделения. Риза с присущей ему прямотой отказался со словами, что в начальники не стремится.
— Тогда К-700 придётся отдать другому, — с угрозой в голосе произнёс директор.
— И отдам! Трактор мне доверят в любом хозяйстве, — ответил Яхин и написал заявление об увольнении.
В соседнем Зилаирском совхозе ещё помнили трудолюбивого парня и охотно приняли механиком Октябрьского отделения.
Во время уборки урожая 1972 года в совхоз приехал первый секретарь Башкирского обкома КПСС Мидхат Закирович Шакиров. Его «Волга» подъехала к комбайну СК-5, на бункере которого было нарисовано 25 звёзд (2500 тонн) и красовался лозунг на башкирском языке: «Не уйду я с поля, пока не сделаю норму!». Комбайнёр Риза Яхин, не торопясь сошёл с мостика. Поздоровавшись с ним и взглянув на лозунг «первый» спросил серьёзно:
— Какой результат сегодня?
— Норму уже сделал, — и, взглянув на часы, добавил, — две нормы будет точно.
Незаметно пролетели пять лет, родились дети, надо было думать об их учёбе. В 1971 году Риза и Валима переехали в Сосновское отделение, где была средняя школа. Здесь глава семейства сел за штурвал комбайна и в первую же уборку пробился в ряды передовиков. В следующем году на новом комбайне «Сибиряк» он намолотил уже 12 тысяч центнеров зерна, поставив рекорд совхоза и района. Почти такого же высочайшего показателя добился и его товарищ Михаил Родионов. За свой трудовой подвиг оба удостоены самой высокой награды — ордена Ленина. В 1973 году намолотивший уже 13 тысяч центнеров зерна Р. Яхин награждён орденом Октябрьской революции.
Незабываемые впечатления оставило в душе Ризы Хажиахметовича участие в 1976 году в работе XXV съезда КПСС, делегатом которого его избрали коммунисты республики. Там он познакомился с одним из лучших комбайнёров страны Василием Макаровичем Чердинцевым из колхоза «Рассвет» Сакмарского района Оренбургской области. Эта встреча переросла в трудовое соперничество и многолетнюю дружбу.
О том, как Риза Яхин добивался таких немыслимых намолотов, хорошо сказано в книге «Моя беспокойная жизнь» Анатолия Петровича Пономарёва, работавшего тогда главным специалистом Зилаирского совхоза, а после неожиданной смерти директора Ивана Ильича Симонова несколько месяцев исполнявшего его обязанности. Впоследствии он стал вторым секретарём Баймакского, первым секретарём Кугарчинского и Аскинского райкомов Башкирской АССР.
Во время уборки урожая 1972 года в совхоз приехал первый секретарь Башкирского обкома КПСС Мидхат Закирович Шакиров. Его «Волга» подъехала к комбайну СК-5, на бункере которого было нарисовано 25 звёзд (2500 тонн) и красовался лозунг на башкирском языке: «Не уйду я с поля, пока не сделаю норму!». Комбайнёр Риза Яхин, не торопясь, сошёл с мостика. Поздоровавшись с ним и взглянув на лозунг, «первый» спросил серьёзно:
— Какой результат сегодня?
— Норму уже сделал, — и, взглянув на часы, добавил, — две нормы будет точно.
— Как Вы добиваетесь таких результатов?
— У меня два бака с топливом, и я выгружаю зерно, не останавливая комбайн, на ходу. В течение дня набегает 1,5-2 часа. Своевременно делаю техуход, поломки устраняем с наладчиками, техпомощь всегда приходит вовремя.
— Нет ли простоев комбайнов? — спросил Мидхат Закирович механизатора.
— Простоев нет, посмотрите, — и он указал на стоявшую невдалеке огромную, 20-тонную телегу трактора К-700. — Это бункер-накопитель, куда мы выгружаем зерно, когда по какой-то причине опаздывает автомашина.
— До какого времени вы работаете вечером?
— Раньше 12 часов ночи никто не уходит с поля. Всё зависит от того, когда упадёт роса, иногда работаем почти до утра.
Он был лучшим комбайнёром совхоза, очень хорошо говорил по-русски, грамотно строил предложения. По-моему мнению, он просто очаровал «первого». Бывают ведь такие люди, от общения с которыми душа поёт. Попрощавшись, Мидхат Закирович пожал ему руку и пожелал успехов».
К этому добавим ещё, что комбайны не останавливались даже во время обеда. Пока комбайнёр обедал — за штурвал садился помощник. Ночью работали сами, днём помощники. Ночевало звено в поле, в вагончиках.
В 1978 году звено Ризы Яхина, состоящее из четырёх комбайнов СК-5, намолотило 106661 центнер зерна. Такое же звено Миннигали Гайсина намолотило более 90 тысяч центнеров. Риза Яхин с сыном Рашитом выдали с бункера своего комбайна 30704 центнера добротного хлеба, Юмабай Муллагильдин с сыном Маратом — 26 032, Ильяс Гайнетдинов с помощником Юмабаем Алибековым — 25 110, Салават Салихов с Альбертом Ялалетдиновым — 24 815 центнеров. Это был очередной высокий рекорд Героя. В его адрес поступила поздравительная телеграмма от лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза А.Г. Николаева, где были и такие слова: «Высоты, достигнутые Вами на хлебном поле, сопоставимы с космическими!». За эту трудовую победу Риза Хажиахметович Яхин награждён в 1979 году Государственной премией СССР. Кстати, такую награду работникам сельского хозяйства страны вручали крайне редко.
Риза Хажиахметович был прост в общении, его не коснулась звёздная болезнь. И в то же время он никогда не пасовал перед руководителями высокого ранга, с которыми ему приходилось встречаться в Уфе или Москве, когда он являлся депутатом Верховного Совета РСФСР двух созывов. Уезжая на сессии в столицу, сельчанин всегда брал с собой одного из руководителей района, чтобы в высоких министерских кабинетах решать местные проблемы.
В 80-х годах в совхозе были созданы КИТы — коллективы интенсивного труда. Риза Яхин в числе первых подхватил идею.
— Один человек, каким бы он ни был мастером, не может от начала до конца выполнить весь технологический цикл, — писал агроном совхоза Юрий Петрович Моряков. — Нужен коллектив, хоть и небольшой, но коллектив единомышленников. КИТ как раз и даёт такую возможность. Раньше Риза со своими сыновьями были только комбайнёрами, хлеб только убирали. Сеяли и пахали другие. Теперь Риза Яхин создал звено из семи человек и взял на подряд 1830 гектаров пашни — целый севооборот.
Заслуженный работник сельского хозяйства республики Риза Хажиахметович Яхин с женой Валимой Гайнисламовной вырастили шестерых детей. Сыновья, как отец, освоили специальность механизатора, дочь Венера пошла по стопам матери и всю жизнь проработала в животноводстве телятницей. С мужем Хайдаром Айратовичем Гаетбаевым, механизатором и пчеловодом, воспитали двоих детей. Их сын Гайса с женой Галиёй растят дочь-третьеклассницу Алину. Дочь Василя вышла замуж за Иршата Алтыншина, их сын Марсель учится во втором классе.
Старший сын Рашит Ризович женился на Минзифе Муритовне Амировой из деревни Абдрахманово. Их дочь Рашида после экономического и юридического факультетов Сибайского вуза работает судебным исполнителем в Абзелиловском районе. Сын Иршат после аграрного университета в период полевых работ помогает отцу, зимой трудится менеджером фирмы, специализирующейся на поставках удобрений и средств химической защиты растений хозяйствам Зауралья. Его жена Диля Закировна преподает в школе физику и математику.
Вторая дочь Ризы и Валимы Яхиных Ануза, к сожалению, долго болела и умерла.
Ришат Ризович с женой Гульбикой Вакиловной живут в Баймаке. Их сын Айдар после техникума трудится на Севере механиком, дочь Гузалия, как мама, — медсестра, работает в Сибайской горбольнице. Скоро определяться с профессией и младшей Рамиле.
Ильфат Ризович с женой Хусной Рафаэловной живут в Магнитогорске, вырастили четверых детей. Их сын Руслан — бригадир на Магнитогорском металлургическом комбинате, дочь Азалия трудится на обувной фабрике, с мужем Василем Хибатуллиным, работающим на МКК, растят дочь Сафию. Разида — студентка юридического колледжа, младшая Ильсия — ещё школьница.
Зуфар Ризович остался верен своей малой родине, живёт вместе с матерью, продолжает нести эстафету отца.
Рашит Яхин, не побоюсь этого слова, в какой-то степени повторил трудовые подвиги отца — Почётного гражданина города и района. Выучившись в Баймаке, он начал работать механизатором в своей деревне. После армии освоил энергонасыщенный трактор К-701 и комбайн ДОН-1500. Раз за разом Рашит добивался рекордных показателей среди молодых механизаторов района и республики на посеве, уборке урожая, перевозке грузов. Многие годы возглавлял полеводческую бригаду, мельницу. За проявленный трудовой героизм Рашит Ризович удостаивался многих наград и почестей, о чём напоминают знаки «Молодой гвардеец» XI и XII пятилеток, знак «Золотой колос» и медаль «За трудовую доблесть» от ЦК ВЛКСМ, бронзовая медаль ВДНХ, медаль «За трудовое отличие». Он участвовал в работе XX съезда ВЛКСМ, стал лауреатом премии Ленинского комсомола, избирался членом обкома ВЛКСМ и областного Совета профсоюзов.
Последние десять лет Рашит Яхин — глава крестьянско-фермерского хозяйства. Его первая помощница — жена Минзифа Муритовна, имеющая ещё в совхозной период опыт весовщицы, заведующей зернотоком. Даже в засушливом 2018 году хозяйство Яхина добилось неплохого намолота зерна — около 17 центнеров с каждого из 500 гектаров посевных.
Героя Социалистического труда Ризу Хажиахметовича Яхина помнят и чтят на его малой родине. Его имя носят улицы, его имя присвоено Сосновской школе, создан его музей. Сыновья периодически проводят в честь отца волейбольные соревнования.
К большому сожалению, сейчас нет такого великого ордена Ленина Зилаирского совхоза-техникума, уже нет в живых многих его славных тружеников. Но они остались в памяти благодарных потомков, тех, кто сегодня возрождает силу зилаирского гектара.
заслуженный работник сельского хозяйства РБ.