Путин подписал указ о весеннем призыве в армию
Все новости
Память
23 Мая 2018, 19:04

105-й — наш герой!

Поиски сведений о фронтовике увенчались успехом

Накануне 73-й годовщины Дня Победы я узнал о судьбе участника Великой Отечественной войны, героически погибшего на фронте — Зигануре Ямалетдиновиче
Галиакберове.



Он родился в 1906 году в селе Второе Иткулово и был для меня не чужим человеком. Он — первый муж моей матери Салихи. По её воспоминаниям, был очень хорошим, добрым и вежливым человеком, заботливым семьянином.
Когда Зиганура Ямалетдиновича провожали на фронт, его единственной дочери, моей сестре Миннур, было всего шесть месяцев. Мать с ребенком на руках и со слезами на глазах кричала ему вслед, чтобы он не оглядывался назад, так как это считалось плохой приметой. Но он обернулся и долго смотрел на родных, будто чувствуя, что видит их в последний раз.
Мама от супруга получила всего два письма. Первое было из учебки, где он осваивал азы автоматчика. Во втором написал: «Завтра на фронт, на передовую». В третий раз пришла похоронка… В ней сообщалось, что З.Я. Галиакберов героически погиб 29 декабря 1942 года и похоронен на хуторе Урюпин Морозовского района Ростовской области.
Мама и Миннур-апай так больше ничего и не узнали о родном человеке. Их и самих уже нет давно в живых. Миннур-апай всю свою короткую жизнь мечтала съездить на могилу отца, но не смогла и не нашла бы её.
Только сейчас, благодаря интернету, выяснились подробности о погибшем бойце. Он попал в 14-ю гвардейскую стрелковую дивизию. В конце декабря 1942 года в местах её пребывания шли бои за Сталинград. Тогда, как никогда ранее, там стояли сильные морозы — минус 20-30 градусов. В тот роковой день — 29 декабря 1942 года в 8 часов утра гитлеровцы пошли в атаку. Сначала бомбили самолёты, потом вражеская артиллерия и танки.
Особо кровопролитный характер носили бои в Морозовском районе Ростовский области, где погибли 600 солдат и офицеров Красной Армии. Долгое время их тела были не погребёнными. Они лежали на изрытой взрывами и смешанной с кровью и снегом земле. Только в январе местные жители, женщины и дети хутора Урюпин, похоронили их возле заброшенной силосной ямы. Позже, в 1956 году, их перезахоронили в сельском поселении Грузинов. Еще через два года на братской могиле установили бетонный памятник высотой 1,8 м — воин в плащ-палатке с автоматом в правой руке и каской, прижатой к груди — в левой. В списке погибших воинов в братской могиле З.Я. Галиакберов значится сто пятым.
Из тех, кто был призван на фронт в самом начале войны, живыми вернулись единицы. В большинстве же своём, защищая Родину от вооруженного до зубов врага, приняли основной удар на себя и остались вечно покоиться на полях сражений. Они не смогли обнять своих жен и матерей, растить детей и разделить вместе со всеми радость победы. Нет у них ни орденов, ни медалей. У многих даже фотографий не сохранилось, возможно, не осталось и родственников, но они — истинные герои.
Огромное спасибо тем, кто придумал акцию «Бессмертный полк», благодаря которой герои будут жить вечно. Если те, кто вернулся с фронта живыми, смогли рассказать о себе — о том, где и как воевали, то о погибших воинах мало что известно. Наш долг — восстановить судьбу каждого бойца в независимости от национальности и вероисповедания.
Хочу выразить благодарность замечательной сотруднице Баймакского военкомата Надежде Петровне Козловой за её понимание, совет и помощь в поиске информации о родственниках-фронтовиках. Именно такие люди, как она, должны трудиться в учреждениях, деятельность которых связана с нуждами и судьбами людей.

Миндигалей Гумеров,

с. Второе Иткулово.
Читайте нас: