Озера Талкас и Графское в Башкирии хотят объединить в туркластер
Все новости
Наши земляки
21 Февраля 2019, 11:39

«Подводная лодка — морская гроза...»

Месяцами не видеть неба над головой и жить по выверенному до секунд распорядку, непрерывно ощущая колоссальный груз ответственности — не каждый на это способен. Служба экипажей атомных подлодок считается одной из самых трудных и престижных в военно-морском флоте России. Уже само погружение на подлодке — настоящий героизм. О быте подводников рассказал наш земляк, отдавший службе на подводной лодке более двадцати лет.

Отбор из лучших

Абзгильдин Талгат Кизельхакович родился и вырос в с. Ишмурзино. В большой семье воспитывались пятеро сыновей и три дочки. Все юноши, один за другим, прошли службу в рядах Советской армии. Осенью 1989 года призвали в армию и юного Талгата. В школьные годы он занимался лёгкой атлетикой, участвовал в районных спортивных соревнованиях, отлично сдавал нормы ГТО. Благодаря физической подготовке был выбран для прохождения срочной службы в военно-морском флоте. После полугодового обучения в центре подводного плавания в Кронштадте его направили в закрытый город Мурманск-152. Началась служба на большой атомной подводной, того же класса, что и «Курск». В обязанности моряка входило техническое обслуживание насосов, гидравлики, компрессоров, обеспечение питьевой водой. В первое время погружались на десять суток.

— Моя рекордная «автономка» — более 90 суток под водой, — рассказывает Талгат Кизельхакович. — Для молодого парня допуск к длительному походу стал предметом особой гордости. Ещё я помню своё первое погружение на 200-метровую глубину. Было странное ощущение, будто отправляешься в космос, на другую планету.

Боевая служба на атомной подводной лодке действительно очень напоминает работу космонавтов на орбитальной станции. И там, и здесь люди длительное время находятся в замкнутом пространстве — нельзя выйти на улицу и подышать свежим воздухом. И в космосе, и под водой экипажам приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы.

На протяжении двух с половиной лет наш земляк проходил срочную службу на атомной подводной лодке. Дослужился до звания главного старшины и чувствовал себя на судне, как рыба в воде. Поэтому, когда ему предложили остаться и продолжить службу по контракту, даже не раздумывал. Последовало полугодовое обучение в Североморске, после которого вернулся в родной экипаж, в звании мичмана. И последующие двадцать три года отдал службе подводника.

«Плавучий город»

Длительный морской поход — это высшая форма поддержания боеготовности военно-морского флота в мирное время. Подводные лодки регулярно отправляются в те районы Мирового океана, где им предстоит действовать в случае начала полномасштабной войны или регионального вооружённого конфликта. Они следят за кораблями и субмаринами вероятного противника, патрулируют свои зоны ответственности при полной готовности применить оружие (в том числе ядерное), ведут разведку. В отличие от дизель-электрических лодок, атомной подводной лодке не нужно всплывать, чтобы зарядить аккумуляторы, а значит, весь срок боевой службы они находятся под водой.

— Быт на автономной подводной лодке налажен, как и в любой сухопутной воинской части, — рассказывает Талгат Кизельхакович. — Есть дежурства, наряды, тренировки, учебные тревоги. Перед каждым выходом в море все члены экипажа должны пройти специальный курс боевой подготовки: стрельбы, экзамены на знание матчасти АПЛ, борьба за живучесть и многое другое. «Сачков» и «двоечников» отсеивают сразу, но таких обычно немного.

— Каково это — быть подводником?

— Очень непросто. Человек не может жить без пяти составляющих: воздуха, солнца, земли, воды и огня. А подводник ничего этого не видит. И днём, и ночью одна картина — отсеки. И так три месяца подряд. Человек, желающий служить на подводой лодке, не должен бояться закрытого пространства, темноты, должен сохранять спокойствие в экстренных ситуациях и уметь работать в команде.

Семья — это важно

В один из своих приездов в отпуск на родину мичман познакомился с будущей женой — уроженкой деревни Чингизово Минзалёй Сайфулловной. После свадьбы он увез её с собой в Мурманскую область. Там родились трое детей — сыновья Ильшат, Тагир и дочь Салима.

— Важно, когда есть семья, — говорит мужчина. — Особенно понимаешь это, когда по долгу службы вынужден на долгое время покидать родной дом. В непростые минуты службы мысль о том, что там, на берегу, дома тебя ждёт любимая семья, греет душу и даёт силы.

Пять лет назад Талгат Кизельхакович вышел в отставку и вернулся с семьёй на родину. Он награждён медалями «Ветеран военной службы», «За безупречную службу», медалью губернатора Мурманской области. Сегодня они с супругой живут в Баймаке, ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей. Старший Ильшат решил пойти по стопам отца — хочет стать моряком.

Талгат Кизельхакович встречается со школьниками и студентами, рассказывает будущим защитникам Отечества о годах военной службы. Он признается, что ни разу не пожалел о том, ему довелось служить в военно-морском флоте страны.

Земфира Гадельшина.

Читайте нас: