Наше детство большей частью прошло в маленьких деревнях. Моё — в лесной глубинке района. В каждом доме в среднем воспитывалось по семь-восемь детей. Жилищно-бытовые условия были у всех одинаковые. Отцы работали лесорубами, вывозили на быках лес. Мамы были подкатчицами — на своих плечах носили сырые берёзовые и сосновые доски. Все жили дружно, помогали друг другу и не было такой проблемы, как пьянство.
Наши родители общались семьями, вечерами танцевали «ритаям» в клубе, пели частушки, шутили. Мы, подростки, помогали по хозяйству, воспитывали младших братьев и сестёр. Летом косили сено. Всегда были готовы помочь бабушкам и дедушкам. На уроках труда выполняли строительные работы, делали табуретки, оконные рамы. На приусадебном участке школы выращивали овощи — картофель, морковь, свеклу. Активно занимались спортом, состязались в стрельбе из лука, лыжных гонках. Одним словом, времени на безделье у нас не было. Всегда помнили пословицы «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Кто не работает — тот не ест». Нас с детства приучали к труду. Говорили, что начатое всегда нужно доводить до конца. И всё это очень помогло нам во взрослой жизни — в семье, работе общественной жизни. Наши родители были примером трудолюбия и честности. Всегда были заняты делом, алкогольные напитки не употребляли, особенно женщины. А сегодня?
Женский алкоголизм стал бичом современности. Женщины, особенно в сельской местности, спиваются. В результате распадаются семьи, дети остаются сиротами. Специалисты утверждают: если количество пьющих женщин будет расти с такой же скоростью, то к 2030 году число зависимых от алкоголя представительниц прекрасного пола сравняется у нас с мужчинами. А это страшный удар по семьям, потомству, нации.
В последние годы повсеместно стали возрождаться общественные организации. И у нас в районе успешно работают женсоветы, советы ветеранов, отцов, но в сфере их деятельности много других вопросов и профилактикой алкоголизма они занимаются между прочим. Да, сегодня мы совместно с руководством района стараемся решить эту проблему. Есть опыт принудительного лечения зависимых в наркологическом диспансере Сибая. Но большая часть выписанных из него снова возвращается к прежнему образу жизни.
Во времена нашей молодости борьба с пьянством велась жестко. На факты злоупотребления алкоголем на работе обязательно реагировали партийные и комсомольские организации. В коллективах предприятий, сельсоветах проводили товарищеские суды. Собрания, заседания бюро, актива ставили в повестку дня вопросы борьбы с пьянством. В стране велась пропаганда здорового активного образа жизни. Плакатами типа «Все на борьбу с пьянством», где зелёный змий выглядывал из бутылки, пестрели доски объявлений. Модными были конкурсы молодёжных агитбригад на эту тему. Выпускались стенгазеты, бюллетени, где высмеивались любители горячительного. В каждом коллективе был ответственный за трезвость. Хорошо помогали бороться с пьянством вытрезвители.
В решении этой злободневной проблемы нужно обратиться к опыту прошлых лет — создать общественную комиссию по борьбе с пьянством, выбрать председателя. Аналогичные комиссии должны быть созданы на местах. И чтобы они занималась конкретно данной проблемой, привлекая остальную общественность. Надо отменить проведение корпоративных мероприятий на рабочих местах, возродить товарищеские суды. А также можно организовать группы трезвости, наподобие лечебно-трудовых профилакториев, существовавших в советское время. Привлекать лица, злоупотребляющие алкоголем, к общественно-полезному труду — обработке земли, выращиванию овощей, ягод, цветов. Почему бы и нет? Эта практика себя хорошо зарекомендовала в других регионах. И, конечно, как и в любом вопросе, начинать нужно с себя, со своей семьи и коллектива. Ведь лучший пример — личный.