Озера Талкас и Графское в Башкирии хотят объединить в туркластер
Все новости
Нам пишут
24 Ноября 2016, 17:30

МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ОКТЯБРЯ

Оставить без внимания статью Андрея Викторова «О стране, которой больше нет», опубликованной 15 ноября с.г. в газете «Баймакский вестник», было никак нельзя.

Оставить без внимания статью Андрея Викторова «О стране, которой больше нет», опубликованной 15 ноября с.г. в газете «Баймакский вестник», было никак нельзя. Затронула за живое: она коснулась памяти наших дедов и отцов, она о нас, послевоенном поколении. Уже за то, что Советский Союз смог выстоять перед военной мощью гитлеровской Германии, надо преклоняться перед старшим поколением. Где бы были сегодня Прибалтика, та же Польша, в которой рьяно уничтожаются памятники воинам-освободителям, если бы советский воин не освободил их из-под фашистского сапога? Если бы, конечно, были, а не сгорели заживо в печах Освенцима. Коротка у кого-то память!
Коротка, увы, не только у заграницы. Вылупленцы-идеологи 90-х годов стараются изо всех сил стереть из нашей памяти историческую дату — День 7 ноября. Её уже нет в календаре. Но ведь ради идей Октября, за первое в мире государство рабочих и крестьян наши деды и отцы сражались в гражданскую войну, в Великую Отечественную бросались грудью на фашистскую амбразуру и шли на таран вражеского самолета. Проявлялся массовый героизм: люди добровольно уходили на фронт, записывались в ополченцы, вливались в партизанские отряды, и стар, и млад шли на рытьё окопов, спали у станков — лишь бы дать фронту всё необходимое для победы. Потому и выстояли, потому и победили. Прав автор статьи, предать забвению Октябрь и его достижения — предать своё прошлое, вычеркнуть из истории поколения тех лет, моё, послевоенное, в том числе. Великий Октябрь дал нам всё — воспитание, прекрасное образование, квартиры в добротных домах, работу. Было к чему стремиться, о чём мечтать. Потому каждая годовщина Октября отмечалась в стране торжественно и празднично. Помнится, с каким настроением мы готовились к юбилейной дате — 50-й годовщине Великого Октября. Трудовые коллективы работали на подъёме, передовики брали повышенные обязательства, в стране разворачивалось грандиозное социалистическое соревнование. Баймакцы не отставали. Колхозы, совхозы, предприятия — все встали на юбилейную трудовую вахту. Стоит полистать подшивку районной газеты «Октябрьское знамя» за 1967 год, чтобы с головой окунуться в атмосферу того времени. Мне тот год запомнился еще одним и очень важным событием — в Баймак пришло телевидение.
В связи с этим еще об одной недав ней и тоже юбилейной дате: с 1966 года, пятьдесят лет назад, ООН предложил отмечать 21 ноября как Всемирный день телевидения. Тем самым ООН официально признавал роль и всё возрастающее влияние ТВ на общество. В 50-е годы прошлого века телевидение завоевало уже всю Европу. В 1937 году был построен первый телецентр на Шаболовке в Москве. Дальнейшему развитию телевидения в России помешала война. Регулярное вещание телецентра началось только в 1945 году.
В Башкирское Зауралье телевидение добиралось еще дольше: мешали отроги Уральских гор. Городу Баймаку «повезло» особенно — он раскинулся среди хребтов Ирандыка. Чтобы принимать сигналы, необходимо было строить телеретранслятор и как можно высокую антенну. Затея дорогостоящая и средств государственных пока не находилось. Вот и решили горожане строить вышку своими силами. Словом, началась народная стройка, в которой участвовали все предприятия города от машиностроительного завода, геологоразведочной экспедиции до дорожных организаций. Галиахметов Файзи Валиахметович, гл. механик машзавода — один из тех строителей. Его дети до сих пор хранят Почётную грамоту Баймакского райкома КПСС и исполкома районного Совета депутатов трудящихся, которая была ему вручена за активное участие в строительстве телеретранслятора в г.Баймаке. Подписана 1 секретарем РК КПСС В.С. Максютовым 20 сентября 1967 года. Вот такой подарок получили баймакцы накануне торжественной в жизни советской страны даты. Вот чем жили, о чём мечтали и чему радовались мы в то время.
Однажды мой отец вернулся из рейса в Магнитогорск с огромной картонной коробкой. В дверь ящик пролезать не захотел. Пришлось распаковать его во дворе. Внутри был телевизор, с выпуклым экраном, светлыми пластмассовыми панелями, с кнопочками и крупной надписью «Балтика». Красавец! И запах шёл от него замечательный, как может пахнуть только обновка и приобретающая реальные очертания мечта. Во двор стали заглядывать заинтригованные соседи, другие зашли на следующий день. Потом пошли друзья и знакомые. Телевизор был ещё в новинку, потому вызывал неподдельный интерес. Перед каждым гостем отец торжественно раскрывал коробку, вынимал из него аппарат, ставил рядом, щелкал кнопками, давал пояснения. Потом всё это действо в обратном порядке. Ну целый ритуал! Причем доставлявший несказанное удовольствие и отцу, и гостям. Затем все перемещались в гараж. Здесь шла работа над будущей телеантенной. Отец был человеком увлекающимся и, несомненно, талантливым. Всю жизнь проработал водителем, но любил заниматься фотографией, столярничал, увлекался чеканкой по металлу, играл на баяне и на скрипке, своими руками собрал сенокосилку и механическую пилу, ремонтировал любые часы и технику. Такой работой отец был постоянно завален. Потому не понимаю, когда кто-то с пеной у рта пытается убедить нас в нищете того времени. В роскоши мы не купались, но необходимое было. Это к слову.
Хотя ни опыта, ни знаний в ТВ-мудростях у отца не было, он азартно взялся за новое дело. Неважно, что ретранслятор ещё только в стадии строительства, привёз телевизор. Нет телеантенны — соберем сами. Необходимых материалов нет? Найдём, что под рукой. «Под рукой» были старые лыжные палки из алюминия. Вот с ними и мудрил отец. И ведь дошёл до сути дела! В итоге что-то, напоминающее грабли, с помощью тех же соседей было поднято над крышей нашего дома и направлено в сторону села Мерясово, над которым уже вырисовывались очертания телеретранслятора. Получилось вполне прилично, мало того, почти сразу ею были пойманы телесигналы.
Могу ошибаться, но первое, радичего старались строители Баймакского ретранслятора, была демонстрация парада 7 ноября на Красной площади в честь 50-летия Великого Октября. Задолго до его начала к нам стали подходить соседи. Устраивались на диване, занимали стулья, потом без претензий стали располагаться на полу. Детские носы прилипли к окнам с улицы. В нашем доме становилось шумно и весело. На столе шумел самовар, мама колола специальными щипчиками комовой сахар...
Всю ту зиму 1967 года наш дом напоминал клуб любителей телевидения. Жаль, сокрушались люди, что показывает оно только вечером и только один канал. И никто не сожалел по поводу того, что экран у нашего телевизора был чёрно-белый и совсем маленький. Сколько впечатлений он приносил, сколько потом было разговоров!
Всё тогда было просто и естественно: люди радовались и горевали вместе, щедро делились и от души помогали. Неважно, толст ли твой кошелёк, какой ты национальности. Мы жили на улице Набережная в окружении русских семей, но не вспомню ничего из того, что вызывало бы тогда между нами рознь. Родными были и остаются дорогие наши соседи — Маврины, Воронковы, Максимовы, Быковы, Власовы... Не было удивительным, что вечерами, пораньше управившись с домашними делами, они шли к нам «на телевизор». С родными делишься и последним...
Сегодня телевизор не то, что в каждом доме, — в каждой комнате, разведя тем самым семью по дальним углам. На стук в дверь опасливо косимся в «глазок». Время сейчас тревожное, беспокойное. Вот и взгрустнулось после прочитанного в районной газете, вспомнилось былое, когда интересы были общими, отношения искренними и можно было вот так запросто зайти к кому-то «на телевизор»...
Читайте нас: