Путин подписал указ о весеннем призыве в армию
Все новости
Культура
4 Марта 2019, 21:00

Четверть века — на ветеринарной службе

Старшее поколение баймакцев, наверное, догадалось, о ком идет речь — об Адипе Кабировиче Гарееве, уроженце Балтачевского района. Действительно, в 65 — 90-е годы прошлого века он успешно руководил ветеринарной службой и тем самым внес весомый вклад в дело развития животноводства всего района. Как была организована эта ответственная работа — об этом воспоминания ветерана.


Мечтал ли я в молодости стать ветеринарным врачом? Нет. Когда учился в 8-10 классах, в летнее время работал прицепщиком тракториста, пахали землю, боронили. Мог спокойно водить трактор, а при необходимости и заменить тракториста.
В 1959 году впервые при Башкирском сельскохозяйственном институте открылись 3- месячные подготовительные курсы. По направлению райкома комсомола я поступил на эти курсы, затем успешно сдал вступительные экзамены. А вот выбрать факультет помог наш деревенский ветфельдшер Энгель Мансуров. Он говорил: «Адип, поступай на ветеринарный факультет, получишь хорошую специальность для деревни, твоя работа всегда будет нужна односельчанам». Я последовал совету старшего товарища и стал студентом ветфака.
Быстро пролетели пять студенческих лет, и в 1964 году я получил диплом. Во время распределения выпускников института мне предложили должность главного ветврача Суванякского совхоза Баймакского района. Я подумал, что года три поработаю на стороне, наберусь опыта , а потом поеду в свои родные края. У нас был экспериментальный курс, и мы закончили учебу только в конце ноября. Так, в декабре 1964 года я оказался в селе Темясово.
Каковы первые впечатления? Во-первых, в совхозе уже полгода не было главного ветврача. В шести отделениях работали младшие ветеринарные фельдшера, которые окончили лишь годичные курсы в Зилаирском СПТУ. Во-вторых, фермы хозяйства были неблагополучны по бруцеллёзу крупного рогатого скота аж с 1937 года, и буквально до последнего времени в совхозе действовал республиканский бруцеллёзный изолятор, куда привозили больных животных. Только в июне 1964 года больные животные были сданы на мясокомбинат.
Исходя из всего этого, мне необходимо было выяснить эпизоотическую ситуацию по бруцеллёзу. Для этого была взята кровь животных со всех шести ферм совхоза. Результаты исследований оказались плачевными — по совхозу собралось около 200 реагирующих на бруцеллёз коров. Конечно, мне никто не разрешил сдать этих животных на мясо, пришлось их собрать в изолированный от фермы пустующий коровник.
Директором совхоза работал тогда Айса Султанович Байзигитов — умный и дальновидный руководитель. Он создал мне все необходимые условия для работы. К тому времени я уже имел семью (женился еще будучи студентом) — жену Фанузу Лябибовну и сынишку Айрата. Сразу же мне дали машину для перевозки семьи. Пока строился дом для нас, мы жили на частной квартире.
Прошёл год, заканчивал учебу в институте стипендиат совхоза Дамир Кадыров. Сначала руководство района не хотело направлять его в наш совхоз, но мы настояли, и молодой специалист был назначен вторым ветврачом. В 1965-м расформировали территориальное управление сельского хозяйства, органы управления вернулись в районы. Главным ветврачом района был назначен Ришат Харисович Рахматуллин, и он начал уговаривать меня переехать в Баймак старшим ветврачом-эпизоотологом на районную станцию по борьбе с болезнями животных. Мне пришлось согласиться, так как при нехватке специалистов в районе иметь в совхозе двух ветврачей было лишним.
Так начался второй этап моей трудовой деятельности в качестве ветеринарного врача в этом районе. Работы было много. Район, как и совхоз, также был неблагополучен по бруцеллёзу крупного и мелкого рогатого скота, а в 1967 году три хозяйства района охватила эпизоотия ящура. Мне, как эпизоотологу, надо было организовать мероприятия непосредственно в очагах болезни. Приходилось запрещать въезд даже сборщиков ягод (дело было летом) и других посторонних лиц в карантинные очаги.
В 1966 году Р.Х. Рахматуллин ушел на работу на вновь открывшуюся Сибайскую горветстанцию начальником, а главным ветврачом района стал Фахраз Нургалеевич Гадельшин, ранее работавший главным ветврачом Баймакского совхоза. В 1967 году меня назначили главным ветврачом ветстанции, а в марте 1969-го Ф.Н. Гадельшин переехал главным ветврачом Зилаирского совхоза. Заменить его предложили мне.
Усложняла работу нехватка специалистов. Ветврачи были в пяти совхозах, а в шестом работал ветфельдшер с техникумским образованием. Из восьми ветеринарных участков только на одном был ветфельдшер, а на остальных — фельдшеры. Ни один из 10 колхозов не имел врача. Приходилось регулярно выступать в школах, уговаривать выпускников поступать на ветеринарный факультет. После переезда Баймакского сельхозтехникума в Зилаирский совхоз долго пришлось добиваться открытия ветеринарного отделения. Вопрос решился только при личной встрече с тогдашним министром сельского хозяйства республики А.Г. Аминевым. Такая целенаправленная работа по подготовке кадров дала положительные результаты: ветврачи появились и в колхозах.
Меня всегда удивлял один вопрос: если на ферме порядок, всё нормально — хвалили зоотехника, а если выявлялись какие-то неполадки, то ругали ветработника. Где логика?
В должности главного ветврача района проработал в течение 22 лет — до июня 1991 года, когда меня перевели ведущим ветврачом по особо опасным инфекционным болезням животных в Республиканское управление ветеринарии. Итог работы в районе, думаю, удовлетворительный — хозяйства полностью оздоровлены от бруцеллёза всех видов животных и от туберкулёза крупного рогатого скота. Когда я начинал работать главным ветврачом в районе, обратил внимание на то, что туберкулинизацию проводят на глазок. В итоге нет реагирующих животных. Пришлось вводить только внутрикожную туберкулинизацию. В результате — открытие очагов туберкулёза на многих фермах. В последние годы для оздоровления животноводческих ферм применяли метод сдачи всего поголовья на мясокомбинат. В последующем проводили капитальный санитарный ремонт всех помещений и территории фермы. Затем размещали здоровое поголовье. Наш метод впоследствии применяли в республиканском масштабе, когда речь шла об оздоровлении неблагополучных районов от туберкулёза и бруцеллёза.
В Управлении ветеринарии Республики Башкортостан я работал в 1991-2001 годы. С 1994-го был начальником отдела по организации противоэпизоотических мероприятий. Были оздоровлены от бруцеллёза неблагополучные пункты в Кугарчинском, Альшеевском , Мелеузовском, Чишминском, Чекмагушевском районах , а от туберкулёза — Бирский.
Ветеринарным врачом отработал 37 лет и за эти годы я ни разу не пожалел, что выбрал именно эту специальность. Не зря сказал академик Иван Петрович Павлов, что медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач — человечество. Словом, доволен своей трудовой биографией. Сейчас я ветеран труда Российской Федерации, почетный ветеран ветеринарной службы Республики Башкортостан, награжден почетным знаком «За заслуги в области ветеринарии в Республике Башкортостан», Почетными грамотами Министерства сельского хозяйства РФ и РБ.



Рассказ ветерана-ветеринара дополняет его молодой коллега — директор — ветврач-вирусолог Баймакского филиала Башкирской научно-производственной ветеринарной лаборатории В. Р. Рамеев:


— Адип Кабирович Гареев главным ветврачом района работал в сложный период. В районе было очень большое поголовье скота: около 70 тыс. голов КРС, 240 тыс. — МРС, 10 тыс. свиней, 5 тыс. лошадей. А ветеринарных специалистов было очень мало. К тому же эпизоотическая ситуация в районе была очень напряженной по общим для людей и животных болезням — по бруцеллёзу и туберкулёзу. Под умелым руководством главного ветврача проводилась большая работа по профилактике и ликвидации этих инфекционных болезней. Словом, благодаря во многом ему не было допущено тогда эпидемий.
С целью выявления больных животных он тесно работал с мясокомбинатом. Под постоянным контролем держал заготконтору Сибая и Баймака, колхозный рынок, магазины и другие места продажи животноводческой продукции. Был в курсе по всем перевозкам животных, перегруппировке, перегону скота, знал границы пастьбы.
А. К. Гареев всегда проявлял заботу о ветеринарных специалистах, добился открытия ветеринарного отделения в Зилаирском совхозе-техникуме. Он многое сделал и по укреплению материально-технической базы ветеринарной службы района. При нём была построена новая типовая ветеринарная станция с различными хозпостройками и лабораторией. По инициативе главного ветврача открылись Юмашевская ветеринарная лечебница и Ишбердинский ветеринарный участок.
Уважаемый ветеран говорит, что его долголетняя успешная работа стала возможной благодаря надёжному тылу — жене Фанузе Лябибовне. Она до ухода на пенсию работала в санитарно-бактериологической лаборатории Баймакской СЭС. Супруги Гареевы запомнились нам открытыми, доброжелательными, отзывчивыми людьми. Дружная семья вырастила сына и дочь, сейчас подрастают внуки.
В эти дни А.К.Гареев отмечает свое 80-летие. Баймакцы от души поздравляют его с замечательным юбилеем и желают ему крепкого здоровья, благополучия его семье и близким. Всех благ Вам, дорогой Адип Кабирович!

Записал Р. Утяев.
(Использованы материалы из книги «Руководители-аграрии Баймакского района», г.Сибай, 2018).

Читайте нас: