В центре села возвышается двухэтажный магазин с белокаменным фундаментом. Построен он в девятнадцатом веке.
— Это дом бая Хафиза Губайдуллина, здесь останавливался герой Гражданской войны Муса Муртазин, — говорит жительница села Аниса Халикова. — Уже несколько лет этот памятник старины в моей собственности. Хочу сохранить строение в первозданном виде. На первом этаже, как и прежде, магазин, в нем практически ничего не меняла — те же лавки для товара. За соседней дверью узкая спиралевидная лестница ведет на второй этаж, раньше там были жилые, теперь торговые помещения. С торца — небольшой закуток, в нем огромный ларь, видимо, для хранения сыпучих продуктов. Стены здесь и в подвале толстенные, выложены из плитняка. В просторные подвальные помещения можно было заехать на арбе с лошадью, ширина входной группы позволяет. Сейчас спускаемся в склад по деревянной лестнице. Есть версия, что раньше здесь был замаскированный вход в подземный тоннель, который связывал дом и нынешний историко-краеведческий музей. Он как раз через дорогу расположен. И по нему, говорят, Заки Валиди в свое время смог уйти от преследователей. Мы только можем предположить, где был вход, исследовать так и не решились.
Между тем именно из уст Ахмет-Заки Валиди темясовцы первыми узнали в марте 1919 года о подписании Соглашения об автономии Башкирии. Свою пламенную речь он произнес с балкона административного центра Бурзян-Тангауровского кантисполкома. В нем с января по март 1919 года работали члены Первого Башкирского Правительства, состоялся I Всебашкирский военный съезд. Сейчас в этом двухэтажном здании 1897 года постройки историко-краеведческий музей. Он никогда не пустует, среди его посетителей нередки иностранцы. В этом году по проекту «Сто объектов к столетию республики» он полностью преобразится. Максимально вернут вид старины внешнему облику здания, внутри сделают все для комфортного и безопасного пребывания. Прежде всего, это коснется узкой и крутой лестницы, ведущей на второй этаж. Появятся новые витрины, выставочно-лекционный зал. Изменится и рекреационная зона.
...и свидетели истории
В Темясово действительно приоткрывается занавес и в мирную жизнь купеческого села девятнадцатого столетия, здесь и мятежный дух башкирского народа, и отпечаток революционных страстей двадцатого века. Одно из старейших сел республики уникально в части сохранения и количества памятников истории и архитектуры. Среди них — возведенные из плитняка примерно в 1850 году одноэтажные склады купца Ивана Петрова и бая Сулейманова, в 1840-м — Музафар-бая. До сих пор используется по своему прямому назначению построенный в 1860 году деревянный дом, где родился и вырос композитор Рауф Муртазин. Проживают в доме 1890 года постройки, где в 1918 году располагалась типография и работал Шайхзада Бабич. Даже сельадминистрация находится в стенах одного из объектов исторического наследия — в нем располагалось педагогическое училище. Местечко «Карагай морон» (Сосновый бор) отмечено как объект, представляющий культурную ценность, где предполагалось строительство правительственных зданий первой столицы автономной республики, с 2005 года об этом здесь напоминает стела.
— К сожалению, не все выявленные памятники архитектуры удалось включить в государственный реестр культурного наследия, — говорит глава сельадминистрации Айгуль Байрамгулова. — Повезло объектам, которые находятся на балансе историко-культурного центра «Темяс» и филиала национального музея республики. Благо есть такие неравнодушные люди, как Аниса Халикова, в ответственном владении которой еще и каменная лавка золотопромышленника Рамиева 1870 года постройки.
Душа села
Средоточие национальной культуры, народных промыслов и фольклорного наследия башкирского народа — в историко-культурном центре «Темясово». Ему четверть века и он — филиал Дома дружбы народов республики. Здесь мы попали на «посиделки». Участницы фольклорного коллектива «Гильмияза» в ярких национальных одеждах, уютно расположившись по центру юрты — своеобразной стилистической сцены, пели задушевные народные песни. Они готовились к очередному смотру.
— Коллектив уникальный, цель жизни его участниц — сохранить и передать молодому поколению накопленное веками. Село всегда отличалось бережным отношением к традициям и своим историческим корням, — говорит руководитель центра Нур Кульмурзин. — Самой старшей участнице ансамбля 73 года. По крупицам сельчанки собирают в общую копилку этнографический материал. Они дают уроки мастерства по рукоделию и народной кулинарии. Сшитые и изготовленные их руками башкирские национальные костюмы и аксессуары к ним, вышитые картины и тканые паласы, сувениры не только удивляют и поражают, но и несут в себе историческую ценность. «Гильмияза» встречает с напутственными словами молодоженов и представляеют республику на Всероссийских сабантуях. В ее копилке достижений победы в телевизионном танцевальном конкурсе «Баик» и фестивалях творчества людей старшего поколения «Я люблю тебя, жизнь».
В гости к Муртазе Рахимову
Побывать в первой столице республики и не пообщаться с Муртазой Рахимовым — как можно отказать себе в этом? Полная тезка первого президента Башкортостана учится в пятом классе и мечтает стать президентом... с медицинским образованием.
— Когда родился наш первенец, нам все предлагали назвать его именем президента республики, — говорят Салима и Дамир Рахимовы. — Но нам показалось, что оно не подходит ему. Так случилось и с втором сыном. Но когда на свет появился третий, сомнений не было.
Супруги познакомились на новогоднем конкурсе троек, она — Снегурочка, он — Дед Мороз. Через год, в 2000-ом сыграли свадьбу. Сейчас Дамир — водитель автобуса Баймакского АТП, Салима — медсестра в психоневрологическом интернате.
— Своим жильем обзавелись благодаря госпрограмме поддержки молодых сельских семей, — говорит Дамир. — Строить помогали родные — такое большое семейное омэ. В феврале лес валили — на новый год уже новоселье справили. Дому десять лет. У нас четверо сыновей, у каждого свои обязанности. Помогают ухаживать за живностью — коровами, лошадьми, птицей, поливают и полют в огороде. Старший сын Ильмир учится в медколледже, Ильнур — девятиклассник, мечтает стать механиком. Муртаза подумывает о медицине. Трехлетний Кинья в детсад ходит, любимые игрушки — машины.
— У нас отличная семья, дружная и творческая, — говорит Муртаза. — Папа играет на гармошке. Мама — красавица, даже в конкурсах красоты побеждала! Она поет и танцует, между прочим, с пяти лет. Я тоже люблю танцевать, занимался в образцовой хореографической студии «Саптар». Сейчас танцую в народном ансамбле «Звезда» («Йондоҙ»). После школы думаю поступать в медицинский. Буду стоматологом. Не люблю, когда страдают от зубной боли.
Первая, после совхозной
Более десяти лет на окраине села молчаливым укором возвышались разрушающиеся помещения фермы бывшего Суванякского совхоза. Недавно здесь вновь замычало стадо — местный предприниматель начал возрождать молочное животноводство.
— Раньше работал в леспромхозе, когда он приказал долго жить, открыл свою пилораму, а пять лет назад подался в фермерство, — говорит Карим Яхин. — Три года назад получил грантовые 6 млн рублей, добавил собственные 4 млн и начал строить-реконструировать животноводческий комплекс на базе бывшей совхозной фермы. За опытом ездил на Култубанскую мегаферму. Ставку делаю на предуральскую черно-пеструю породу, первая партия из 60 голов начала давать потомство. В канун наступившего года буренки с телятами перебрались в новые помещения. На ферме все автоматизировано, есть кормораздатчик, современно оборудованный зал для одновременного доения двенадцати коров. Для животных и работников созданы комфортные условия. В перспективе — довести поголовье до 250. Молоко сдаю в кооператив «Буранбай», есть планы перейти на прямую поставку.
Темясовцы довольны. Постоянно интересуются у фермера по поводу работы, но пока трудоустроены двенадцать человек.
Камнедобыча: взять в свои руки
Фермер Ишдавлет Гибадатов шесть лет назад расширил сферу деятельности — стал недропользователем. Это произошло тогда, когда начался ажиотаж среди добытчиков плитняка. Копатели буквально испещрили своей бурной деятельностью темясовский лес.
— Мы довольны, что именно наши местные начали брать камнедобычу в свои руки. Все лучше, чем наблюдать, как пришлые вывозят наш камень, — говорит мастер Рим Ахмеров. — Ишдавлет Гибадатов арендовал карьер в местечке Баймак-Ульган. Плитняк добываем, обрабатываем и упаковываем. Спрос на золотистый златалит большой. После указа Радия Хабирова деятельность на всех карьерах приостановили. И это правильно. Надеюсь, до весны порядок наведут. Когда свои у руля, проще. Есть с кого спросить в случае чего. Местный недропользователь реально помогает своему селу, и он точно не допустит халатного отношения к родной природе. К земле, что его вскормила.
Перезагрузка на комфорт
Примерившее на себя статус столицы село сегодня — центр поселения, куда входят восемь населенных пунктов с почти семитысячным населением. В самом Темясове проживают почти четыре тысячи человек семнадцати национальностей.
— Село готовится к юбилею республики, по инициативе односельчан мы выпускаем свою энциклопедию, — говорит глава сельадминистрации Айгуль Байрамгулова. — Республиканский проект по ста юбилейным объектам затронет не только музей, но и поможет воплотить мечту многих — запланировано строительство конноспортивного комплекса. С малых лет наши дети в седле, у нас проходят летние и зимние скачки, возрождаются традиционные игры конников и развивается спортивное коневодство. Благодаря политпроекту «Детский спорт» начальная школа прошлой осенью получила спортивный зал, в учебное время в нем занимаются младшие школьники, во внеурочное — все желающие. Сама начальная школа нынешний учебный год проводит в новых стенах. В наступившем году решились еще несколько наших давних проблем — пожарная служба получила новое депо, в местную больницу взамен старой прибыла новая машина «Скорой помощи», установили фонари уличного освещения на подходах к образовательным учреждениям. При поддержке республики и района, самих сельчан, сохраняя свою изюминку, Темясово становится более комфортным для проживания. А как иначе? Какой бы статус населенный пункт не имел, его жители хотят и вправе жить в комфортных условиях, — резюмирует Айгуль Байрамгулова.
В середине семнадцатого века на берегу Сакмары возник аул Каипкай. В середине восемнадцатого века — в память об активном участнике башкирских восстаний 1737-1755 годов тархане Темясе Иликееве оно получило свое нынешнее название.
В конце 1918 года произошло резкое ухудшение дел в связи с переходом Самары, Уфы и Оренбурга в руки красных. Это вынудило башкирское правительство, издательство и печать переправить из Оренбурга в село Темясово. 16 марта 1919 года на заседании ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос об условиях соглашения между Центральной Советской властью и Башкирской автономной республикой. 20 марта председатель Совета народных комиссаров РСФСР В.И. Ленин подписал решение об образовании Башкирской Советской Социалистической республики. С 20 марта по 19 августа 1919 года село Темясово являлось ее столицей.
В селе Темясово
3740 жителей
147 многодетных семей
29 предпринимателей
4 фермера.