В апреле, после встречи с председателем Союза театральных деятелей России, художественным руководителем московского театра Et Cetera Александром Калягиным, Президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года театра».
От истории к современности
Его текст предполагает не только долгожданные перемены внутри устоявшейся театральной системы, но и множество интересных мероприятий для зрителя. Достаточно открыть Интернет, чтобы убедиться в том, что нам анонсируют в рамках реализации данного Указа.
Ещё полвека назад скептики предрекали гибель современного театра: мол, стремительно развивающийся кинематограф его попросту затмит. Но год за годом очереди у театральных касс всё длиннее, а постановки на сцене всё зрелищнее. И интерес к театру в целом постоянно растёт. В том числе и у нас в районе. Да, не так часто мы можем наблюдать афиши о гастролях республиканских и уж тем более российских театров в нашем городе. Но есть у нас богатая история народных театров, ведущая отсчёт с начала 30-х годов прошлого столетия. Их опыт и традиции перенимаются и сохраняются неравнодушными к творчеству последователями и в наши дни.
Мы начинаем серию публикаций на эту тематику. Открывает её интервью с художественным руководителем Центра народного творчества Лейсан Султангуловой:
— Лейсан, расскажите о театральном движении в нашем районе. Когда оно началось? Как познакомились с театром лично Вы?
— Впервые с Баймакским народным театром я познакомилась в 1998 году, когда начала заниматься в театральном кружке Детской школы искусств. Наш руководитель, Фарзана Мутагаровна Байгутлина, на тот момент готовила с коллективом театра постановку «Гильмияза» Б. Искужина. Тогда мы, маленькие девчонки, составлявшие массовку, просто влюбились в эту таинственную атмосферу театра и в игру актёров. Думаю, это было славное время! Ведь в составе театра работали энтузиасты своего дела: разновозрастные самодеятельные актёры, имелся режиссёр, помощник, и даже стенограф. Как сегодня помню эти многочисленные декорации, костюмы, загримированных актёров — это было захватывающее зрелище, конечно.
А вообще, Баймакский театр — это целая эпоха, с богатой историей, с громкими премьерами, выдающимися режиссёрами и талантливыми актёрами. Он зародился в далёком 1932 году как межрайонный передвижной театр, затем обосновался у нас, и назывался Баймакским колхозно-совхозным театром. Первым главным режиссёром и художественным руководителем был народный артист СССР, заслуженный артист РСФСР и БАССР А.К. Мубаряков, а в состав труппы входили профессиональные актёры — выпускники Башкирского техникума искусств (ныне это Уфимский колледж искусств).
Меня всегда восхищает один факт из истории театра. В 1935 году коллектив принял участие во Всероссийском смотре колхозно-совхозных театров в городе Москва со спектаклями «Алатау» А.М. Тагирова и «Карагул» Д. Юлтыя, и занял почётное второе место! Представляете, какое это было достижение для театра маленького городка Баймак, ведь актёров тогда наградили грузовым автомобилем!
Надо отметить, что театр не прекращал работу и в тяжёлые военные годы, вдохновляя народ патриотическими пьесами, также активно работал в послевоенное время, призывая к светлому будущему. В 1957 году театр официально был перевёден в город Сибай и со временем стал Сибайским башкирским государственным театром имени Арслана Мубарякова. Но баймакские самодеятельные актёры, «заражённые» вирусом театрального искусства, не прекратили творить и радовать зрителей. Так возник театр «Талкас», которому в 1970 году присвоили звание «народный». Долгие годы коллективом успешно руководила Файза Хафизова, продолжила её работу Зухра Биктимирова.
Вообще, любовь к театру, артистизм у баймакских людей заложены в генах. Не зря так много у нас земляков — профессиональных актёров, выступающих на больших сценах нашей республики и страны. Также следует отметить, что кроме баймакского театра, успешно работают народные театры и в сёлах. Это народный театр «Хыял» («Мечта») с. Яратово, «Тугажман» (с. I-Туркменово), «Сакмар» (с. Нигаматово). Отрадно, что их ряды пополняются. В прошедшем году, например, звание «народный» присвоили театру «Ялкын» из с. Старый Сибай и «Шатлык» из с. Ишмухаметово. Славные традиции своих предшественников продолжают детские образцовые театры «Элегея» (руководитель Д.С. Баянова ) и театр сэсэнов (сказителей).
Конечно, про театр и всех его участников можно написать целую книгу. О них могут рассказать больше ветераны коллектива. Ведь когда-то в театр свою душу вложили Земфира Алтыншина, Альфия Гибадатова, Сумбель Юлбахтина, до настоящего времени продолжали играть мастера сцены Рамзия Романова, Мунир Маннапов. К сожалению, их становится всё меньше и меньше, поэтому создание книги было бы знаменательным событием в Год театра.
И стар, и млад театру рад!
— Вы имели когда-нибудь отношение к театру? Представляли, как его создать, как он должен работать?
— Почему-то я с детства любила читать пьесы. Уже в пятом классе осилила классику башкирской литературы «Айгэл иле» («Страна Айгуль»), «Ай тотолган тондэ» («В ночь лунного затмения»), «Ташлама утты, Прометей» («Не бросай огонь, Прометей») М. Карима, перечитывала «Башмагым» («Башмачок») Х. Ибрагимова. Потом поступила в музыкальный класс, который создали в Баймакском лицее-интернате, начала посещать театральный кружок, участвовала в постановках Фарзаны Байгутлиной. В студенческие годы также часто выступали со спектаклями. В 2012 году уже нынешние участники театра «Талкас» пригласили играть в постановке «Дорога вниз без остановок» О. Багаева, тогда коллектив получил диплом «За пропаганду современной драматургии» на Межрегиональном конкурсе «Алтын тирмэ» («Золотая юрта») в Стерлибашевском районе. А вскоре после этого я начала работать в Центре народного творчества. К сожалению, специального образования по режиссуре и организации театральных коллективов у меня нет, но когда встал вопрос защиты звания «народный», мы с коллегами решили возобновить работу театра. Начальник отдела культуры райадминистрации Гульназ Халидаровна Зиганшина поддерживает все наши инициативы, при необходимости отправляет на обучение, выделяет денежные средства для постановок. Знает она и о потребности нашего театра в профессиональном режиссёре. Нехватка кадров этой области пока остаётся актуальной проблемой.
— Как подбираете репертуар? Исходя из того, что будет интересно зрителю или всё-таки свои духовные запросы тоже есть?
— Конечно, стараемся учитывать все нюансы. Но в первую очередь, подбираем пьесу с учётом состава коллектива, возрастных особенностей. Театр всё-таки непрофессиональный, поэтому преследуем цель, чтобы актёр соответствовал своей роли и мог раскрыться в полной мере. Первая пьеса, которую я осмелилась вывести на сцену — «Их, Офэ кыззары!» («Эх, уфимские девчонки!») И. Абдуллина, которая была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войны. Тема сложная, но пьеса очень интересная, динамичная, где присутствуют и юмор, и драма, и любовь. Поэтому спектакль пользовался успехом у зрителей и очень нравился молодым актёрам. Следующее театрализованное представление, «Мондар кайтхын ауылга» («Пусть мелодии вернутся в деревню»), по пьесе И. Абдуллина «Тиле йэшлек» («Шальная молодость»), отражал злободневные проблемы сёл и деревень, поэтому был воспринят зрителями очень охотно. С этой программой также выезжали в с. Акъяр Хайбуллинского района. В 2018 году показали пьесу на русском языке «Любовь до потери памяти» В. Красногорова. Азартная комедия-головоломка отражает очень острую проблему сегодняшнего мира: как порядочные и симпатичные люди легко могут скатиться на путь мошенничества и махинаций, о женской самоотверженности и том, как важно в любом возрасте, даже преклонном, найти любовь и понимание. Эта пьеса также отлично подошла нашим актёрам. С этой постановкой мы успешно выступили на республиканском фестивале «Алтын тирмэ» («Золотая юрта») и заняли почётное третье место среди 25-ти коллективов.
— Как охотно баймакский зритель посещает театральные постановки у нас в городе?
— Я бы сказала, что баймакский зритель — уникальный. Об этом утверждают и приезжие артисты, и театральные труппы. Наши жители очень любят концерты, спектакли, активно их посещают и бурно аплодируют, а это очень важно для выступающего на сцене человека. Но есть и такая тенденция, что в основном на культурные мероприятия приходят одни и те же люди, поэтому в будущем хотелось бы активизировать все категории населения.
— А Вы следите за театральными новинками? Можете назвать Ваш любимый спектакль?
— Слежу. По возможности, стараюсь проходить курсы по театральному искусству, чаще посещаю спектакли Башкирского государственного драматического театра имени М. Гафури, Национального молодёжного театра имени М. Карима. Последняя постановка, которая тронула до глубины души — это «Хыялга каршы» («Навстречу мечте»), по повести А. Баймухаметова «Калдырма, эсэй» («Не оставляй меня, мама»). А любимыми спектаклями остаются «Шэурэкэй» («Шауракай») и «Похищение девушки».
— Какие выступления планируете, где мы сможем их посмотреть?
— Наступил Год театра, и конечно же, мы планируем вынести на суд зрителя спектакль совместно с ветеранами народного театра «Талкас», но что это будет, пусть останется пока секретом. Все представления у нас проходят в Центре народного творчества, а жителей района и города просим следить за афишами и объявлениями.
— Спасибо Вам за интересную беседу! Надеемся, что в наступившем году и в последующие годы зал на ваших спектаклях будет полон!
P.S: Безусловно, за один год невозможно восстановить всё, что медленно разрушалось десятилетиями и держалось лишь на энтузиазме и талантах, но теперь будет составлена долгосрочная государственная программа развития, которая охватит все театральные сферы. Пожелаем российским театрам процветания, и сами будем в мейнстриме. Ведь это — уникальный вид искусства, расширяющий кругозор, формирующий личность и восполняющий человеческую потребность в прекрасном.